Неточные совпадения
Остается обратиться к
творческой жизни
идей, которая неприметно назревала в мире.
Угнетенные национальности считали нужным брать под свою защиту, но вдохновляла всегда космополитическая
идея,
творческих национальных задач не признавали.
Очистительная и
творческая национальная работа может лишь уготовлять вместилище для мессианской
идеи.
Творческое движение
идей не вызывает к себе сколько-нибудь сильного интереса в широких кругах русского интеллигентного общества.
Но когда происходит крах старой рассудочной мысли, особенно нужно призывать к
творческой мысли, к раскрытию
идей духа.
Нужна новая славянская и новая русская
идея,
идея творческая, обращенная вперед, а не назад.
Деятели русской революции вдохновлялись
идеями уже устаревшего русского нигилизма и материализма и были совершенно равнодушны к проблемам
творческой мысли своего времени.
Но чем более я думаю о том, как сойти христианству с мертвой точки и вступить на новый
творческий путь, тем более прихожу к тому, что это есть путь эсхатологического христианства, верного мессианской
идее.
Достоевский более всего свидетельствует о том, что славянофильство и западничество одинаково подлежат преодолению, но оба направления войдут в русскую
идею, как и всегда бывает в
творческом преодолении (Aufhebung у Гегеля).
Если рассматривать ее
идею как
творческую мечту, идеальную проекцию, она символически выражает недосягаемое в искусстве софиургийное устремление (и так истолковала ее нежданная смерть).
Эти запредельные сущности вещей определялись, как числа у пифагорейцев, как имена в различных мистических учениях, как
идеи у Платона, как
творческие формы (энтелехии) у Аристотеля, как буквы еврейского алфавита в Каббале [В первой книге Каббалы («Сефер Иецира» — «Книге творения») утверждается, что все мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита; это учение развивается также в книге Зогар (см. прим. 79 к Отделу первому).] [Ср. учение о сотворении мира и об участии в нем отдельных букв, о небесном и земном алфавите в книге Зогар: Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, tome I, 2 а (и далее).
Гениальность есть
творческая инициатива, обретение новых тем, задач и возможностей, это — духовный взлет в «умное место», где зрятся вечные
идеи, молния, проницающая кору мирового бытия.
Парменид учит нас, что есть только бытие, небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное, абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения
идея небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию Абсолютного, к
творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е. небытие, творит из ничего.
Здешний мир есть наполовину плод греха, ошибки, недоразумения, он не имеет своей особой
идеи в
творческом плане Божием.
Здесь возникает основной, можно сказать даже роковой, вопрос софийной космологии, в сущности, поставленный уже Аристотелем: что же представляет собой этот мир, как не бессмысленное и ненужное повторение мира
идей, его удвоение? В чем состоит
творческий акт, которым создается мир как нечто новое?
Этим объясняется ограниченность и бесплодие методизма в творчестве, поскольку он стремится заменить вдохновение ремесленничеством (Сальери против Моцарта) и точным методом.
Творческие, плодотворные
идеи родятся, интуитивно вспыхивают в душе («яблоко» Ньютона!), метод же есть средство развернуть, использовать обретенное; но он не подменяет человека гомункулом.
Отвлеченная
идея бытия, как царства неизменного порядка, отвлеченно-общего, есть всегда порабощение свободного
творческого духа человека.
Идеи правды, истины, красоты должны перестать быть нормами и правилами жизни и стать энергиями жизни, внутренним,
творческим огнем в человеке.
Тогда она требует отречения и жертвы всяким
творческим вдохновением, хотя бы то было вдохновение любви к ближнему, во имя отвлеченной
идеи личного совершенства и богопослушания.
Но от греко-римского мира осталась положительная
идея ценности качественного аристократически
творческого труда, которая должна быть согласована с библейско-христианской
идеей священно-аскетического значения труда и равенства всех людей перед Богом.
И тогда спасение от исключительной власти над душой
идеи спасения приходит от
творческой духовной энергии, от
творческого потрясения души.
Телеологическая этика, основанная на
идее добра как абсолютной цели, враждебна свободе, в то время как этика
творческая и энергетическая есть этика свободы.
Для этики творчества человек есть самоценность независимо от
идеи, которую он носит, и задача жизни в излучении
творческой энергии на жизнь, энергии просветляющей, укрепляющей и преображающей.
Это видно в судьбе
творческих гениев и
творческом движении духа в истории, в историческом развитии, в судьбе пророчества и святости в мире, в судьбе всех озарений, всех интуиций, всех первородных
идей.
Рай, в котором не пробудилось еще
творческое призвание человека и высшая
идея о человеке еще не осуществилась, сменяется раем, в котором раскрывается до конца
творческое призвание человека и осуществляется
идея человека, т. е. рай натуральный сменяется раем духовным.
Каким образом, спрошу я, могли народиться те носители новых
идей и стремлений, какие изображались Герценом, Тургеневым и их сверстниками в 40-х годах, если бы во всем тогдашнем культурном слое уже не имелось налицо элементов такого движения? Русская передовая беллетристика торопилась выбирать таких носителей
идей; но она упускала из виду многое, что уже давно сложилось в характерные стороны тогдашней жизни, весьма и весьма достойные
творческого воспроизведения.
Русская
творческая религиозная мысль выносила
идею Богочеловечества; подобно тому, как в Иисусе Христе Богочеловеке произошло индивидуальное воплощение Бога в человеке, в христианском человечестве должно произойти коллективное, соборное воплощение Бога.
Я держусь гораздо более радикальных религиозных
идей, чем живоцерковники, и более их верю в новую
творческую эпоху в христианстве, в новое излияние Духа Св. на человека.
Руководители живой церкви, которая сейчас потеряла всякое значение, лишены были всяких
творческих религиозных
идей.
Мозг в ней по-прежнему ищет новой работы, кровь волнуется во имя светлых
идей и
творческих образов, увлечения молодости служат материалом для художественного воспроизведения жизни; сердца ее бьются в унисон со всем лучшим, что французская нация выработывает в лице своих бойцов за свободу ума, человечные права и общественную правду.
В старом спиритуализме
идея свободы лица вела лишь к сознанию ответственности и греховности, но не к сознанию
творческой мощи.
Познание имманентно бытию,
идеи живут внутри природы как ее
творческие силы, познание истины есть жизнь в истине.
Сама
идея творчества возможна лишь потому, что есть Творец и что был совершен им оригинальный
творческий акт, в котором стало сущим небывалое, не вытекающее ни из чего предшествующего, не отнимающее и не убавляющее абсолютной мощи Творца.
Так высока и прекрасна божественная
идея человека, что
творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке как печать его богоподобия, как знак образа Творца.
Революция не одухотворена никакими
творческими и оригинальными
идеями.
И значение будут иметь лишь люди типа Муссолини, единственного, быть может,
творческого государственного деятеля Европы, который сумел подчинить себе и государственной
идее воинствующе-насильнические инстинкты молодежи, дал выход энергии.
Выздоровление России должно прийти от
идей совершенно противоположных: от
идеи личности, сознавшей себя свободной, ответственной и
творческой силой, от
идеи нации как реальности, превосходящей все социальные классы, от
идеи государства и
идеи церкви как высочайшей реальности.
Поистине, русская революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не
творческую, отрицательную, — она должна изобличить ложь и пустоту какой-то
идеи, которой была одержима русская интеллигенция и которой она отравила русский народ.
В социалистической
идее нет почти ничего
творческого.