Цитаты со словосочетанием «религиозный опыт»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
В свете
религиозного опыта, как ни скудна его мера, зрится и оценивается «мир сей» с его тревогами и вопрошаниями.
От такого философско-художественного замысла требуется, с одной стороны, верность и точность саморефлексии в характеристике
религиозного опыта, при выявлении «мифа», а с другой — нахождение соответственной формы, достаточно гибкой и емкой для его раскрытия.
Точнее было бы сказать «у Френсиса Ньюмена», у которого У. Джемс заимствовал термин «дважды рожденные» (см.: Джемс У. Многообразие
религиозного опыта. М., 1910.
Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью.
Вся история человечества, что касается религиозного его самосознания, превращается в какую-то совершенно неразрешимую загадку или просто нелепость, если не признать, что она опирается на живой
религиозный опыт, т. е. если не принять, что все народы как-то видели и знали свои божества, знали о них не из одного «катехизиса».
Пытались ли мы понять их, хотя отдаленно переведя эти слова на свой
религиозный опыт?
Единственным же путем реального, жизненного познания Бога остается
религиозный опыт.
Однако только опознанное в
религиозном опыте Трансцендентное, сущее выше мира, открывает глаза на трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство Бога дает видеть божественное в мире, познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать трансцендентное, воспринимать мир как Бога, становящегося и открывающегося.
Молитва до сих пор остается недостаточно понята и оценена в ее религиозно — «гносеологическом» значении, как основа
религиозного опыта.
Булгаков по поводу имясловия написал статью «Афонское дело» (Русская мысль. 1913. № 9), а позднее (в 1920 г.) монографию «Философия имени» (Париж, 1953).], помимо общего своего богословского смысла, является в некотором роде трансцендентальным условием молитвы, конституирующим возможность
религиозного опыта.
Вера в Бога рождается из присущего человеку чувства Бога, знания Бога, и, подобно тому как электрическую машину нельзя зарядить одной лекцией об электричестве, но необходим хотя бы самый слабый заряд, так и вера рождается не от формул катехизиса, но от встречи с Богом в
религиозном опыте, на жизненном пути.
А потому и предмет веры, — ее догматическое содержание, — всегда превышает наличный
религиозный опыт.
Квакеры — разновидность протестантизма, основанная английским ремесленником Джорджем Фоксом (1624–1691); квакеры отрицают религиозные обряды, таинства, не признают церковной иерархии и духовенства.] и им подобными представителями сродных им антидогматических и анархических течений в религии), что только реальное содержание наличного
религиозного опыта или личного откровения составляет предмет веры, всякое же предание, письменное или устное, литургическое или обрядовое, как таковое, уже противоречит живой вере.
Поэтому содержание веры всегда превышает личный
религиозный опыт, вера есть дерзание и надежда.
В этой отчужденности от веры заключается одна из поразительных особенностей нашей эпохи, благодаря которой одни, умы более грубые, видят в вере род душевного заболевания, а другие — «психологизм», субъективизм, настроение, но одинаково те и другие не хотят считаться с гносеологическим значением веры как особого источника ведения и в
религиозном опыте видят только материал для «религиозной психологии» или психиатрии.
Скажут: истина не боится соревнования, но это не она, а мы должны бояться, мы, перед которыми в беспорядочной куче лежит все это «многообразие»
религиозного опыта [«Многообразие религиозного опыта» — название трактата У. Джемса (рус. пер.: М., 1910).], весь этот пантеон богов и религий, целый ассортимент истин, предлагающихся на выбор любителю, где наша истина лежит рядом со всяческой ложью, внешне, формально ей равноправною.
Так называемая терпимость может быть добродетелью, и становится даже высшею добродетелью, чем нетерпимость, лишь тогда, когда она питается не индифферентным «плюрализмом», т. е. неверием, но когда она синтетически (или, если угодно, «диалектически») вмещает в себе относительные и ограниченные полуистины и снисходит к ним с высоты своего величия, однако отнюдь не приравниваясь к ним, не сводя себя на положение одной из многих возможностей в «многообразии
религиозного опыта».
Зачинатель новой религии полагает свой личный
религиозный опыт в ее основу, затем этот последний обрастает созвучным соборным опытом ее последователей, каждый религиозно живой человек приносит камешек за камешком для этого здания, коллективность перерождается в кафоличность, переплавляется в церковность, возникает религия, «вера».
Религиозный опыт каждого отдельного человека не дает ощутить всю полноту религии, однако обычно бывает достаточно живого касания к религиозной реальности, которое дается верою, в одном только месте, и тогда принимается, как постулат, как надежда, как путь, и все остальное содержание религии, все ее обетования.
Но остов религиозного мифа, существенное его содержание не создается мышлением и не творится воображением, — он рождается в
религиозном опыте.
Догматы суть иероглифы религиозных тайн, раскрывающихся лишь в
религиозном опыте и в меру этого опыта.
Потому церковное богатство догматов, как задача, всегда превышает наличность
религиозного опыта, но в то же время и всегда в него входит, его определяет.
Таким образом устраняется кажущееся противоречие между личным характером
религиозного опыта, устраняющим извне принудительно данную догматику (ибо догматика не геометрия), и объективной системой догматов, в которой выражается сверхличное (и как будто безличное), кафолическое, сознание церкви.
Противоположная точка зрения, отрицающая догматику под предлогом личного
религиозного опыта, отвергает в корне соборность ради религиозного индивидуализма, анархизма, импрессионизма.
Догмат есть сигнализация понятиями того, что не есть понятие, ибо находится выше логического мышления в его отвлеченности; в то же время он есть формула, выраженная в понятиях, логическая транскрипция того, что дано в
религиозном опыте.
В своем принципиальном проблематизме она свободна от данности Бога, от какого бы то ни было чисто
религиозного опыта; она исследует, сомневается, вопрошает: dubito, cogito, deduco!
Адогматическая мистика, по учению св. Максима, однако, никоим образом не исчерпывает
религиозного опыта.
К ним неожиданно приближается в этом отношении и Вл. Соловьев, который вообще грешит чрезмерным рационализмом в своем богословии [Поэтому приходится очень различать в Соловьеве поэта-мистика, с огромным и исключительной значительности
религиозным опытом, и рационалиста-метафизика.
Этот личный характер Божества свойствен не только иудеохристианству, но и языческому политеизму, — печать своеобразной подлинности его
религиозного опыта.
Так есть, — об этом совершенно твердо говорит нам
религиозный опыт, это надо принять и религиозной философии за исходное определение — в смирении разума, ибо и от разума требуется жертва смирения, как высшая разумность неразумия.
Шеллинг хочет «объяснить» и «дедуцировать» то, что и голос религиозного чувства, и философский критицизм одинаково повелевают принять, как факт божественной жизни, устанавливаемый в
религиозном опыте и откровении.
Однако здесь существует различие в степени и интенсивности, осязательно ощутимое в
религиозном опыте, но не поддающееся формулировке.
Здесь нельзя довольствоваться самообманом и мириться на компромиссах: религиозной общественности, которая связана с преображением социальной стихии, у нас нет, ее нет и в нашем
религиозном опыте.
Неточные совпадения
Соединить же правду того и другого, Найти не «синтез», но жизненное единство, в живом
опыте познать Бога в мире, а мир в Боге — это предельная задача
религиозного сознания, поставленная его историей.
Как бы ни кичилась мудрость века сего; бессильная понять религию за отсутствием нужного
опыта, за
религиозной своей бездарностью и омертвением, те, которые однажды узрели Бога в сердце своем, обладают совершенно достоверным знанием о религии, знают ее сущность.
Это положение есть не только аналитическое суждение, выведенное на основании рассмотрения понятия религии, но вместе с тем и
религиозное синтетическое суждение a priori [Синтетические суждения a priori — в системе Канта такие суждения, которые увеличивают данное познание и при этом проистекают не из
опыта, а из свойств человеческого мышления.].
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого
опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном
религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Самобытность религии основана на том, что религия обладает своим способом опознания Божества, или органом трансцендентного, своим удостоверением или (если распространить на область
религиозной жизни понятие
опыта, как сделал это Джемс) своим особым
опытом.
Это знает по собственному
опыту каждый, живущий
религиозной жизнью, и это же свидетельствуется в
религиозной письменности [В Послании к Евреям начальником и совершителем веры называется сам Христос.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном
опыте веры иметь все содержание данного
религиозного учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном
опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
Двоякою природой
религиозной веры — с одной стороны, ее интимно-индивидуальным характером, в силу которого она может быть пережита лишь в глубочайших недрах личного
опыта, и, с другой стороны, пламенным ее стремлением к сверхличной кафоличности — установляется двойственное отношение и к
религиозной эмпирии, к исторически-конкретным формам религиозности.
Из этого
опыта, всегда частичного, но допускающего неопределенный и безмерный рост, почерпается общее указание, что догматы действительно свидетельствуют о
религиозных реальностях, следовательно, показуют истинный путь.
Когда заканчивается чисто научная задача систематического собирания материала по истории религии, которое, конечно, безмерно расширяет ограниченный
опыт каждого отдельного человека, тогда неизбежно ставится задача и
религиозного дешифрирования, и религиозно-философского истолкования собранных фактов.
Сократ противополагал себя софистам, как отвлеченным идеалистам и рационалистам или вовсе не верящим в истину, или же надеющимся обрести ее путем спекулятивно-идеалистическим, которому Сократ, а за ним и его великий ученик противопоставляли полноту
религиозного, философского и жизненного
опыта.
Но здесь мы действительно имеем проблему, которая превышает наши человеческие силы, здесь нужно
религиозное событие, новый
опыт и новое слово.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «религиозный опыт»
Книжники за спиною Самгина искали и находили сходство между «Многообразием
религиозного опыта» Джемса и «Философией мистики» Дюпреля. У рояля сердился знаменитый адвокат:
Это первичный
религиозный опыт, замутненный и искаженный наслоениями мировой необходимости.
Хомяков утверждает зависимость философии от
религиозного опыта.
Жизнь церкви раскрывается в нашем внутреннем
религиозном опыте.
Именно людей дионисического склада имеет в виду Джемс, называя их в своем «Многообразии
религиозного опыта», вслед за Ньюманом, «дважды рожденными».
Неточные совпадения
Угадывая законы явления, он думал, что уничтожил и неведомую силу, давшую эти законы, только тем, что отвергал ее, за неимением приемов и свойств ума, чтобы уразуметь ее. Закрывал доступ в вечность и к бессмертию всем
религиозным и философским упованиям, разрушая, младенческими химическими или физическими
опытами, и вечность, и бессмертие, думая своей детской тросточкой, как рычагом, шевелить дальние миры и заставляя всю вселенную отвечать отрицательно на
религиозные надежды и стремления «отживших» людей.
Так бывает и в жизни
религиозной, где слишком многие питаются чужим
опытом и живут чисто словесной догматикой, и в жизни общественной, где заученные партийные лозунги, формулы и слова повторяются без всякого самостоятельного акта воли и мысли.
В основании философии, которая принадлежит царству Духа, а не царству Кесаря, лежит пережитый духовно-религиозный
опыт, а не только
опыт Кьеркегора и Ницше, как хочет Ясперс.
Такой мистицизм идет к отроческим чертам, к тому возрасту, где все еще тайна, все
религиозная мистерия, пробуждающаяся мысль еще неясно светит из-за утреннего тумана, а туман еще не рассеян ни
опытом, ни страстью.
Невозможно отделить философское познание от совокупности духовного
опыта человека, от его
религиозной веры, от его мистического созерцания, если оно есть у человека.
Ассоциации к слову «религиозный»
Ассоциации к слову «опыт»
Синонимы к словосочетанию «религиозный опыт»
Предложения со словосочетанием «религиозный опыт»
- И зов был. Найдите этот сладкий миг в своей жизни, найдите непременно – это важно очень. Это живой религиозный опыт каждого из нас.
- Люди же приходили посмотреть на танец не ради развлечения, но для того, чтобы пережить религиозный опыт и достичь просветления.
- Оно, пусть и неявно, выражает его собственное понятие религиозного опыта, то есть понятие независимости и осознания собственных сил.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «религиозный»
Сочетаемость слова «опыт»
Значение словосочетания «религиозный опыт»
Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) — субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. (Википедия)
Все значения словосочетания РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ
Афоризмы русских писателей со словом «религиозный»
- Я вовсе не религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени.
- Россия должна идти к религиозной революции, а не социальной. Преображение личности.
- Мы против насильно захватываемого права считать только одну точку зрения истиной в последней инстанции, ибо это своего рода идеологический расизм. Мы против того, чтобы только одна религия считала себя представительницей Бога и призывала к войне против других религий и верующих, ибо это — религиозный расизм.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно