Неточные совпадения
М., 1885.], соединяет в своем богословствовании тенденции эллинского философского пантеизма и панлогизма и иудейско-раввинского
понимания Божества как трансцендентного
миру.
Ибо сверху донизу, т. е. от небесных сущностей до низших тел этого
мира, всякий порядок природы постольку приближается к божественной ясности, проникает как
понимание в сокрытое [Впрочем, по Эриугене, «и небесные силы необходимо несвободны от незнания, и им остаются неведомы тайны божественной мудрости» (II, стр.28).].
Горе тому, кто осмелится приписать Божеству какое-либо качество; ибо качественность есть свойство конечности и потому должна вести к уконечению Бесконечного [Исходя из такого
понимания, и «сефиры» (числом 10), или божественные лучи, которые являются личными носителями качеств бескачественного в себе эн-софа и посредниками всех отношений Божества к
миру, по мнению проф.
При таком
понимании бог не есть еще то последнее, далее чего нельзя уже проникнуть, напротив, можно, а потому и должно прорваться за бога, совлечься не только
мира, но и бога, «Gottes ledig werden» [Освободиться от Бога (нем.).] (Эккегарт).
Для характеристики учения Эриугены в рассматриваемом отношении в высшей степени показательным является его
понимание творения
мира из ничего.
B III книге «De divisione naturae» Эриугена дает подробное и всестороннее исследование вопроса о ничто (особенно гл. IV–XXIII), из которого создан
мир, подвергая критике и отвержению церковное
понимание ничто, как ниже — бытие или не бытие, и утверждая, как единство мыслимое и последовательное, свое вышеизложенное
понимание.
В вечной же основе тварности самого различия между свободой и необходимостью, имеющего полную реальность для твари, вовсе нет, она трансцендентна свободе-необходимости [Таким образом, получается соотношение, обратное тому, что мы имеем у Канта: у него свобода существует только для ноумена и ее в
мире опыта нет, а всецело царит необходимость; по нашему же
пониманию, свобода существует только там, где есть необходимость, т. е. в тварном самосознании, ее нельзя приписать вечности, как нельзя ей приписать и необходимости.].
Его νους, идеальный организм идей-форм, в идеальной материи имеющий для себя «подставку», есть, по нашему
пониманию, не что иное, как София, или же в известном смысле то же самое, что и платоновский
мир идей.
Соответственно же такому
пониманию творения и концом его может быть только — οίποκατάστασις [См. прим. 74 к «Отделу первому».], восстановление
мира в первоначальное состояние, какое он имел ранее, до καταβολή.
Понимание и оценка этого события имеет необычайную, исключительную важность, здесь определяется различие в чувстве плоти и
мира, в общем мистическом мироощущении.
Неточные совпадения
Понимание действия Промысла Бога в этом
мире зла и страдания должно быть переоценено.
Бенжамин Констан видел в этом отличие
понимания свободы в христианский период истории от
понимания ее в античном греко-римском
мире.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут
мир и за ним мысль, должен был бы привести к
пониманию неразрывной связи истины с существованием Логоса, Смысла.
Не только сознание утонченно развитое, но и сознание более элементарное и мало развитое, должно быть обеспокоено таинственным учением о Промысле,
пониманием Бога, как Господина и Управителя этого
мира.
Мне более свойственно орфическое
понимание происхождения души, чувство ниспадания ее из высшего
мира в низший.