Неточные совпадения
Итак,
основной антиномией религиозного сознания в нем намечаются два пути: путь отрицательного и положительного
богословия. Следует осмотреться на обоих.
Основной мотив апофатического
богословия, трансцендентность Бога твари и недоступность Его тварному сознанию, в дальнейшем своеобразно вплетается в положительное
богословие св. Григория Нисского, в его собственную догматическую систему.
Франке, Эккегарте и его школе и др. [Св. Дионисий Ареопагит оказывал влияние и на склонное к чрезмерной рационалистической ясности католическое
богословие, даже в лице главы его — Фомы Аквинского, об этом можно судить — правда, не по
основному строению его богословской системы, Summa theologiae (общедоступное изложение учения Фомы см. у Sertillanges.
Общее содержание отрицательного
богословия, развиваемого преимущественно в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae»,
основного трактата Эриугены, последний определяет так: в нем выясняется, что «Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует, собственно говоря, не выражается в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое знание и понимание»***.
От апофатического
богословия Эриугена делает переход к катафатическому; с
основными его идеями мы еще встретимся ниже.
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит путь отрицательного
богословия у кардинала Николая Кузанского. Но кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его
богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе
основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого учения настоятельно требуют монографического изучения.
Ср. введение Классена к I тому его издания избранных сочинений Беме.], начинает изложение своих мистических прозрений в своем трактате «О божественной и истинной метафизике» [Цитируется по готовящемуся к печати новому изданию «Пути», которое представляет собой перепечатку (с несущественными изменениями) масонского, Новиковского издания начала XIX века.] главой (I) «о неоткровенной Вечности», в которой кратко, но достаточно ясно формулирует
основные начала отрицательного
богословия, являющиеся для него prius всего богословствования.
Нетрудно видеть, что указанная космологическая антиномия есть лишь дальнейшее раскрытие
основной религиозной антиномии, намечаемой «отрицательным
богословием».