Неточные совпадения
Общее содержание отрицательного
богословия, развиваемого преимущественно в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae»,
основного трактата Эриугены, последний определяет так: в нем выясняется, что «Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует, собственно говоря, не выражается в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое знание и понимание»***.
Основной мотив апофатического
богословия, трансцендентность Бога твари и недоступность Его тварному сознанию, в дальнейшем своеобразно вплетается в положительное
богословие св. Григория Нисского, в его собственную догматическую систему.
Франке, Эккегарте и его школе и др. [Св. Дионисий Ареопагит оказывал влияние и на склонное к чрезмерной рационалистической ясности католическое
богословие, даже в лице главы его — Фомы Аквинского, об этом можно судить — правда, не по
основному строению его богословской системы, Summa theologiae (общедоступное изложение учения Фомы см. у Sertillanges.
Нетрудно видеть, что указанная космологическая антиномия есть лишь дальнейшее раскрытие
основной религиозной антиномии, намечаемой «отрицательным
богословием».
Итак,
основной антиномией религиозного сознания в нем намечаются два пути: путь отрицательного и положительного
богословия. Следует осмотреться на обоих.
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит путь отрицательного
богословия у кардинала Николая Кузанского. Но кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его
богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе
основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого учения настоятельно требуют монографического изучения.
От апофатического
богословия Эриугена делает переход к катафатическому; с
основными его идеями мы еще встретимся ниже.
Ср. введение Классена к I тому его издания избранных сочинений Беме.], начинает изложение своих мистических прозрений в своем трактате «О божественной и истинной метафизике» [Цитируется по готовящемуся к печати новому изданию «Пути», которое представляет собой перепечатку (с несущественными изменениями) масонского, Новиковского издания начала XIX века.] главой (I) «о неоткровенной Вечности», в которой кратко, но достаточно ясно формулирует
основные начала отрицательного
богословия, являющиеся для него prius всего богословствования.