Неточные совпадения
И чего же иного хочет и достигает искусство, как не того же ософиения плоти или «
материи» (будет ли это звук,
тело, мрамор, краски, слово)?
Учение Плотина о
теле, как мы уже знаем, связано с его общей эманационной космологией, согласно которой материальность есть удаленность от Единого, только минус и потому зло,
тело же есть
материя.
Для точки зрения Плотина характерно, что он принужден не различать, но сливать и отожествлять философскую
материю, каковая есть ничто, небытие, — с
телом, и метафизически-этическое осуждение
материи целиком распространять и на
тело.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и
материи, идеи и
тела, духовная, святая телесность.
77 к «Введению».], имеет значение вполне относительное лишь в сравнении с более тяжелым и менее восприимчивым
телом материальным или физическим, но и эти
тела «высших планов» пред ставляют собою еще
материю или «землю» (почему и Geisteswissenschaft, как мы уже указывали, исповедует утонченный гилозоистический материализм [Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности.]).
Там же, где мы имеем полную и совершенную энтелехийность, духотелесность, это противопоставление теряет всякое значение, ибо как дух не проявляет здесь своей, противящейся
материи, спиритуальности, враждебности
телу, так и
тело не имеет косности, материальности, пассивного сопротивления духу.
Это таинственное преодоление
материи идеей мы наблюдаем при всяком изведении «из темной глыбы ликов роз», деревьев, цветов и злаков, стремящихся создать себе
тело, явить в нем свою идею.
Тело и
материя отнюдь не тождественны, как это обычно считают, связь телесности с
материей есть загадка, по-своему не менее таинственная, нежели связь души с
телом; бестелесное же существование идей есть фикция и абстракция: nulla idea sine corpore [Нет идеи без
тела (лат.).].
Итак,
материя есть не субстанция
тела, как думают материалисты, а только его качество, сила, делающая
тела плотью, облекающая кожаной ризой их славу и красоту.
Смертность жизни и есть следствие недолжного вторжения магизма, нарушившего гармонию жизни в духоносном
теле, отсюда и возникла та косность
материи, которая постоянно преодолевается, но никогда не может быть окончательно преодолена хозяйственным трудом.
Бессмертие не есть только отсутствие смерти или одно ее устранение, нечто отрицательное, оно есть положительная сила, связанная с духовностью
тела, при которой дух совершенно овладевает плотию и ее проницает; тем и упраздняется
материя, источник смерти и смертности.
При этом, и социальная связность уже предстанет не как косная плоть социальной
материи, давящая и угнетающая тяжелой своей материальностью, но сделается прозрачным покровом, под которым ощутимо будет движение соков всечеловеческого
тела.
Неточные совпадения
«Прежде я говорил, что в моем
теле, в
теле этой травы и этой букашки (вот она не захотела на ту траву, расправила крылья и улетела) совершается по физическим, химическим, физиологическим законам обмен
материи.
Блестела золотая парча, как ржаное поле в июльский вечер на закате солнца; полосы глазета напоминали о голубоватом снеге лунных ночей зимы, разноцветные
материи — осеннюю расцветку лесов; поэтические сравнения эти явились у Клима после того, как он побывал в отделе живописи, где «объясняющий господин», лобастый, длинноволосый и тощий, с развинченным
телом, восторженно рассказывая публике о пейзаже Нестерова, Левитана, назвал Русь парчовой, ситцевой и наконец — «чудесно вышитой по бархату земному шелками разноцветными рукою величайшего из художников — божьей рукой».
Здесь — все другое, все фантастически изменилось, даже тесные улицы стали неузнаваемы, и непонятно было, как могут они вмещать это мощное
тело бесконечной, густейшей толпы? Несмотря на холод октябрьского дня, на злые прыжки ветра с крыш домов, которые как будто сделались ниже, меньше, — кое-где форточки, даже окна были открыты, из них вырывались, трепетали над толпой красные куски
материи.
Этот был стар, одет в белую юбку, а верхняя часть
тела прикрыта красной
материей; на голове чалма.
Эти куски богатой шелковой
материи, волнами обильно обвивающие
тело, прекрасно драпируются около ленивой живой массы, сохраняющей важность и неподвижность статуи.