Цитаты со словом «мощи»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Святой мой, у святыни
мощей твоих, у чистого твоего тела, белый мой, светлый мальчик, узнал я, как говорит Бог, понял, что значит...
Понятно все принципиальное различие таинства от «магизма»: магия есть расширенная, утонченная и углубленная
мощь человека над природным миром помощью высшего его знания, магия есть то же, что и наука, лишь на иной ступени, с иными методами.
Как и она, магизм ограничивается областью имманентного, он космичен и натурален, в нем нет никакой «благодати» в собственном смысле этого слова, помимо естественной, разлитой во всем мире; и он человечен, поскольку он всецело опирается на
мощь человека, на его силу и энергию.
С этим адогматизмом людей беспринципных и равнодушных не о чем разговаривать: они ниже догмата и ниже религии, и, хотя в силу количественного своего преобладания они задают теперь тон в общественном мнении, за ними не стоит ни духовной
мощи, ни идейного содержания.
«Единый, безначальный, непостижимый, вполне имеющий всю
мощь бытия, исключает всякую мысль о времени и образе, как недоступный ни для кого и непознаваемый ничем из сущего в природных представлениях.
Ибо Он неограничен, и недвижен, и беспределен, будучи безмерно выше (= абсолютно трансцендентен для) всякой сущности,
мощи (потенции) и действенности (энергии)…
Он есть бытие, имеющее сущность и остающееся превыше сущности (ούσιοποιός καί ΰπερούσιος όντότης), имеющее
мощь и остающееся превыше мощи, преисполнен всякой действенности и неисчерпаемости, словом, есть действенный источник всякой сущности, мощи, действенности, начала, средины и конца.
Св. Григорий Палама развивал в своих сочинениях, опираясь на труды своих предшественников, учение о трансцендентной сущности Божией, Его ουσία, и раскрывающейся в мире Его
мощи — δύναμις и действенности — ενέργεια.
«
Мощь (δύναμις) и энергия общи триипостасной природе и действуют вовне и делятся на тысячи.
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит путь отрицательного богословия у кардинала Николая Кузанского. Но кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная
мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого учения настоятельно требуют монографического изучения.
Но сам Он — единственный и основа всех вещей, и око всех существ и причина всякой эссенции [Essentia (лат.) — сущность.]: из Его свойства возникает природа и тварь, о чем же стал бы Он с самим собой советоваться, нет врага перед Ним, а Он один сам есть все, хотение,
мощь и способность.
Разумеется, и творческое «да будет» Fiat, которое так часто встречается у Беме, получает соответствующее истолкование не в смысле повеления (Fürsatz), но в смысле — силы Божества, его природной
мощи, потенции бытия и в таком смысле в разных выражениях определяется оно во многих местах: «вожделение (Begierde) из вечной воли безосновности есть первый образ (Gestalt) и есть Fiat или Schuf [Создание, творение (нем.).].
Они опираются, конечно, при этом на работу античной мысли и, надо думать, прежде всего на Платона, который в удивительном «Пармениде» своем, а также и в «Софисте» дал мастерский анализ вопроса о связи бытия и небытия [В диалоге «Парменид», в этой «божественной игре» знающего свою
мощь гения, диалектически вскрывается неразрывность бытия и небытия, бытие не только бытия, но и небытия, равно как и небытие не только небытия, но и бытия.
Молясь иконе, склоняюсь пред этим последним даром, то земля святая,
мощи, плоть воскресения»…
Он чтит природу твари, которая есть ничто, больше собственной
мощи, ибо хочет Себя в творении, в нем, — в другом, желая иметь друга, независимого по отношению к Себе, хотя и всецело Ему обязанного бытием.
Поэтому человек не должен ни преувеличивать, ни преуменьшать своей свободы и ответственности, которая определяется лишь мерой его положительной
мощи, не меньше, но и не больше.
Свобода твари упирается в ничто как свою основу: призвав к бытию ничто, божественная
мощь сама себя ограничила, дала место свободе твари.
Божественное самоистощание в пользу тварного ничто и образует положительную основу тварной
мощи и свободы.
Актом божественного смирения — любви к твари неколебимо утверждается сфера ее свободы и
мощи.
Однако и
мощь твари не безгранична, и свобода ее не беспредельна.
Сколь бы ни была велика дарованная твари свобода как положительная
мощь, она относится только к распоряжению божественным даром бытия, но не к самосотворению (этой мысли противится абсолютный идеализм люциферического оттенка, как, напр., Ich-philosophie Фихте [«Я — философия» (нем.) — так называемая первая система субъективного идеализма Фихте, исходный принцип которой — «Я есмь Я» (Ich bin Ich).
«Законы природы», идея о все общей мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие познания, его прагматические костыли, опираясь на них человек расширяет свою
мощь и положительную свободу.
Он не имеет своей собственной
мощи, но ее получает от Бога, есть слава Слова Божия.
Божественная София предвечно есть, как пребывающая основа творения, имеющая неисчерпаемую
мощь и глубину.
Мы приходим к признанию некоей умопостигаемой материи, образующей основу телесности в самой Софии, причем это άπειρον оказывается не слабостью или дефектностью, но, напротив,
мощью и богатством, той материей, благодаря которой она становится ens realissimum, όντως öv, a не идеалистическим призраком.
При этом не понимают, что аскетическая борьба с чувственностью в христианстве проистекает именно из любви к ноуменальной, софийной чувственности, или красоте духовной, и вражда с телом мотивируется здесь высшею любовью к телу, что яснее всего выражается в почитании св.
мощей, как духоносного, просветленного тела.
Признание индивидуальности тела лежит и в основе почитания св.
мощей.
И, однако, они еще не были духоносными, их материя не была изнутри просветлена духом, иначе сказать, они не были еще живыми
мощами, хотя и могли бы ими стать.
Но всемогущество Божие неотделимо от божественной любви-смирения, и «творчество» без цели, без смысла и, главное, без любви, — творчество ради творчества, jeu divin в упоении собственной
мощью (чувство очень естественное для невсемогущего, завистливого, склонного к хвастливому самолюбованию существа), чуждо всемогуществу Божию, себя знающему и абсолютно спокойному.
Ими овладели похоть знания, получаемого помимо любви к Богу и богосознания, похоть плоти, ищущей телесных услаждений независимо от духа, похоть власти, стремящейся к
мощи помимо духовного возрастания.
Однако магическое отношение к миру предполагает не только стремление овладеть им, но и его противодействие, не только
мощь, но и пленение.
Хозяйственный труд есть
мощь, — магия этого мира; искусство же перед лицом мира бессильно и безответно.
Если хозяйству во всех его формах, сверху донизу, присуще известное устремление к художественному стилю, то и искусство тоже соревнует хозяйству в его
мощи.
Федоров же берет теперешнее состояние жизни, как вообще единственно возможное, и хочет лишь расширения магической
мощи человека чрез «регуляцию природы», направленную к целям «общего дела», т. е. воскрешения.
Вот почему христианством в качестве высшей свободы восхваляется не
мощь, но немощь, не богатство, но нищета, не мудрость века сего с его хозяйственной магией, но «юродство».
Поэтому только в Церкви и для Церкви ведома Библия как Слово Божие, вне же ее она есть книга, обладающая высоким учительным авторитетом и большой литературной ценностью, но легко превращающаяся в мертвую букву без животворящего духа или же представляющая просто предмет научной любознательности [Церковное установление канона священных книг есть только авторитетное признание и повелительное санкционирование их теургической
мощи.
Здесь происходит нечто аналогичное тому, что бывает при канонизации святых и признании останков их св.
мощами: сила святости и нетления наличествовала и ранее, тут же происходит всеобщее признание этого факта, выражающееся в молитвенном призывании святого.].
В погоне за большей действенностью оно соединяет художественные средства разных искусств, их «синтезом» стремясь достигнуть небывалой
мощи: художественным проповедником такого синтеза явился Р. Вагнер.
Здесь говорит уже не искусство, но та могучая стихия человеческого духа, которою порождается искусство, то взывает не виртуоз определенной ars, не профессионал, но артист в духе, художник-человек, осознавший творческую
мощь Красоты чрез посредство своего искусства.
То, что дано тварному существу и составляет область его
мощи, есть и его власть, однако она не осознается им как таковая.
Лишь когда в нем рождается ложная претензия и на то, что ему неприсуще, когда тем самым фактически опознается не только его
мощь, но и немощь, ограниченность, тогда пробуждается «знание добра и зла» в области власти.
Цитаты из русской классики со словом «мощи»
По этой вере явленные иконы и
мощи сосредоточивают в себе особенную святость, силу и благодать и близость к этим предметам: прикосновение, целование, становление свеч к ним, подлезание под них много содействует спасению, равно и молебны, заказываемые перед этими святынями.
«Посылаю я к вам в Москву и до Питера казначею нашу матушку Таифу, а с нею расположилась отправить к вам на похранение четыре иконы высоких строгоновских писем, да икону Одигитрии Богородицы царских изографов, да три креста с
мощами, да книг харатейных и старопечатных десятка три либо четыре.
Вопрос для нашего монастыря был важный, так как монастырь наш ничем особенно не был до тех пор знаменит: в нем не было ни
мощей святых угодников, ни явленных чудотворных икон, не было даже славных преданий, связанных с нашею историей, не числилось за ним исторических подвигов и заслуг отечеству.
— Сказывала она мне также, сударь, какие чудеса от нетленных
мощей преподобного Сергия Радонежского соделываются.
Предадим ли на поругание пречистый образ Владимирския божия матери и честныя, многоцелебныя
мощи Петра, Алексия, Ионы и всех московских чудотворцев?
Ассоциации к слову «мощи»
Предложения со словом «мощи»
- Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства.
- В монастырь этот таких немощных калек привозили – не чета тебе, а как приложатся они к нетленным мощам святых старцев, куда их слепота, глухота и прочая напасть девались.
- В современном бою способность быстро выдать точное целеуказание и вовремя сосредоточить огонь на внезапно появляющихся целях оказалось так же важна, как и собственно, огневая мощь боевых бронированных машин.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мощи»
Значение слова «мощи»
МО́ЩИ, -е́й, мн. 1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МОЩИ
Афоризмы русских писателей со словом «мощи»
Дополнительно