Цитаты со словом «гнозис»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Но тем с большей решительностью притязаниям «
гнозиса» [Гнозис — в пер. с греч. означает «знание», «познание», здесь: вообще наука.], нисколько он хочет заместить собой триединство веры, надежды и любви, должно противопоставляться смирение верующей любви, которая одна «никогда не престанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8).
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому состоянию религиозного сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и наукой (хотя и «духовной»), вообще
гнозисом.
Отношение между верой и
гнозисом вообще принадлежит к тончайшим вопросам религиозной гносеологии.
Вера не отрицает
гнозиса, напротив, она порождает его и оплодотворяет: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею (т. е. волею), и всем разумением твоим (т. е. гнозисом)» (Мф. 22:37), и, конечно, дух, загоревшийся верою, принесет ее огонь и свет во все области своего творчества.
Однако мотив, природа, ориентировка веры и
гнозиса вполне различны.
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного
гнозиса, или вообще о гностическом направлении в религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме.
Напротив, меональное НИЧТО — НЕЧТО не таит никакой антиномии; наоборот, она фактически отрицается в рационально-мистическом
гнозисе.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «
гнозисом».
Здесь нет места ни антиномии, с ее логическим перерывом, ни Тайне: беспримесный рационализм — вот обратная сторона того всеведения или «
гнозиса», которым мнил себя обладающим, по одним основаниям, Гегель, а по другим — Беме, почему он и оказывается столь родственным по тенденциям современному «теософизму», оккультному или мистическому рационализму [Шеллинг дает такую характеристику «теософизма» Беме: «В третьем виде эмпиризма сверхчувственное сделано предметом действительного опыта благодаря тому, что допускается возможное восхищение человеческого существа в Бога, а вследствие этого необходимое, безошибочное созерцание, проникающее не только в божественное существо, но и в сущность творения и во все события в нем…
Здесь приличествует лишь благоговейное безмолвие пред непостижной, в недрах Абсолютного совершающейся тайной, и нет ничего более безвкусного, как разные рациональные «дедукции» творения, претензии «
гнозиса», все равно метафизического или мистического [В чрезмерном «дедуцировании» творения и, следовательно, в рационализме повинен и Вл. Соловьев, следующим образом рассуждающий об этом: «Если бы абсолютное оставалось только самим собою, исключая свое другое, то это другое было бы его отрицанием, а, следовательно, оно само не было бы абсолютным» (Органические начала цельного знания.
«
Гнозис», «духовное знание», вновь выставляется средством сделаться «богами», в сознании софийности своей и богонасыщенности всей софийной твари, причем ради познания твари, под предлогом углубления в божественную стихию мира, получается забвение о Боге.
В этом соблазн «
гнозиса» и духовная опасность гностического пути оккультизма.
Но уже очень рано в мистической и святоотеческой литературе (вероятно, не без влияния неоплатонизма и
гнозиса с его восточными корнями) появляется иное воззрение.
Искусителей был здесь лишь недолжный, нецеломудренный путь к знанию, вымогательство знания, кичливость
гнозиса пред смиренно верующей любовью.
Отвлеченный
гнозис есть функция ego, между тем как Божья заповедь повелевала преодолеть этот эгоцентризм в любви супружеской, космической, божественной.
Соблазн
гнозиса, помимо любви, оставался ему чужд.
Цитаты из русской классики со словом «гнозис»
В последней глубине христианская вера есть
гнозис, знание посвященных через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая теософия.
Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывания представляет мистический
гнозис Якова Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен.
В новой мистике должен быть силен профетически-мессианский элемент, и в ней должен раскрыться подлинный
гнозис, который не будет заключать в себе космического прельщения старых гностиков.
Мистический
гнозис всегда давал антиномические решения проблемы зла, всегда в нем дуализм таинственно сочетался с монизмом.
Это интуиция художественная, но не только художественная, это — также идейная, познавательная, философская интуиция, это —
гнозис.
Синонимы к слову «гнозис»
Предложения со словом «гнозис»
- Сопоставим оценки за отсроченное узнавание предметных изображений и геометрических фигур и отсроченное воспроизведение невербализуемых фигур с оценками проб на зрительный гнозис и конструктивный праксис.
- Речь идёт о процессах слухового гнозиса, а непонимание речи носит вторичный характер.
- Миф был особой формой, зафиксировавшей в истории опыт гнозиса.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гнозис»
Значение слова «гнозис»
Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание») — высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века. (Википедия)
Все значения слова ГНОЗИС
Дополнительно