Цитаты со словом «категории»

Область
поиска
Область
поиска
Очень ошиблись бы те, которые заключили бы нашу мысль в интеллектуально-рационалистические категории.
Тогда лишь гносеология понимает смысл тех категорий, над которыми бессильно рефлектирует гносеология критическая.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от познающего субъекта.
Когда кантианец так твердо знает, что в опыте не может быть чуда, то это понятно, потому что опыт кантианца конструирован рациональными категориями, он сознательно в тисках, на живой опыт надет намордник, и он укусить не может.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся действительность, все живое бытие есть продукт знания, мышления: мир созидается категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Гносеология рефлектирует над категориями, но не в силах понять источник категорий и причину ограниченности нашего знания.
Вина, совершенный грех, и есть онтологическая основа ограничивающих категорий нашего разума, источник дефектов познания.
Вина делает мир подвластным закономерной необходимости, пространственности и временности, заключает познающее существо в темницу категорий.
Стены нашей тюрьмы, все эти гносеологические категории, давящая нас пространственность, временность, необходимость, закон тождества воздвигнуты нашим грехом, нашей виной перед Смыслом мира, изменой Отцу.
Научному пониманию мира в категории причинности открывается в мире только закономерность и необходимость, но не открывается в мире разум, смысл.
Безумие — рассматривать бытие как результат объективирования и рационализирования познающего субъекта, ставить бытие в зависимость от категорий познания, от суждения.
Познающий субъект со своими категориями, своими суждениями, своим объективированием есть часть бытия, часть жизни.
Жизнь духа, само бытие, во всех смыслах предшествует всякой науке, всякому познанию, всякому мышлению, всякой категории, всякому суждению, всякому гносеологическому субъекту.
Гносеологи же хотят само бытие вывести из гносеологии, превратить его в суждение, поставить в зависимость от категорий субъекта.
Гносеологи вынуждены даже признать, что гносеологические категории могут меняться в зависимости от состояния положительных наук.
Ведь для Канта не только наука, знание, но и сам мир, сама природа созидаются познавательными категориями, судящим субъектом.
Природа потому только существует, что существует математическое естествознание, а математическое естествознание предполагает гносеологические категории.
Для Когена бытие создается категориями, логическим методом.
Только безумие рационализма могло превратить бытие в категорию, пристроить его в суждении, поставить в зависимость от познания.
Само разделение на субъект и объект, из которого вырастает гносеологическая проблема, само аналитическое нахождение в субъекте различных формальных категорий есть уже результат рационалистической отвлеченности, неорганичности мышления, болезненной разобщенности с живым бытием.
У критицистов опыт сознательно умерщвлен, скован категориями, соткан из элементов субъекта.
Субъект и его категории — столь же онтологическая предпосылка критической философии, как и объективное бытие и его свойства у наивных реалистов.
Грех есть источник всех категорий, над которыми рефлектирует гносеология, не понимая первоисточника всего того, с чем имели дело, так как начинает с вторичного.
Пространство, время, все категории познания, все законы логики суть свойства самого бытия, а не субъекта, не мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Пространственность, временность, материальность, железная закономерность и ограниченность законами логики всего мира, являющегося нам в «опыте», вовсе не есть результат насилия, которое субъект производит над бытием, навязывая ему «свои» категории, это — состояние, в котором находится само бытие.
Откуда же та иррациональность, греховность бытия, которая рождает все ограничивающий и сковывающие категории и делает наше познание мира болезненным и неудовлетворяющим?
Нельзя осмыслить мирового процесса, если не допустить мистической диалектики бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей форму временного бытия, скованного всеми этими категориями.
Ни философия позитивная, ни философия критическая не в силах понять происхождения и значения времени и пространства, законов логики и всех категорий, так как исходит не из первичного бытия, с которым даны непосредственные пути сообщения, а из вторичного, больного уже сознания, не выходит из субъективности вширь, на свежий воздух.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Теория познания придет, наконец, к реализму, когда положит в свое основание новую, необычную для отвлеченных философов идею, идею греха как источника всех категорий, источника самой противоположности субъекта и объекта, которая остается тайной для всех гносеологий.
Идея же греха и вытекающей из него болезненности бытия дана нам до всех категорий, до всякого рационализирования, до самого противоположения субъекта объекту; она переживается вне времени и пространства, вне законов логики, вне этого мира, данного рациональному сознанию.
Не из мертвых категорий субъекта соткано бытие, а из живой плоти и крови.
Но диалектика абсолютная тут переходит в диалектику относительную, ограниченную временем и всеми категориями.
Категории зла и греха применимы лишь к драме мистической диалектики, лишь к драматическому действию Трех Лиц Божества и их отраженной диалектики в истории творения.
Теории прогресса позитивистов всегда считают зло категорией прошлого, а добро — категорией будущего.
Мистика непременно хочет выйти на свет Божий, непременно хочет посмеяться над всеми критиками и рационализированиями, над всеми категориями и ограничениями.
И ложь есть во всяком перенесении на абсолютную жизнь Божества категорий половой эротики, имеющей значение лишь в отношении к миру, к творению.
 

Цитаты из русской классики со словом «категории»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «категории»

Ассоциации к слову «категории»

Все ассоциации к слову КАТЕГОРИИ

Предложения со словом «категория»

Значение слова «категория»

  • КАТЕГО́РИЯ, -и, ж. 1. Филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категория времени. Категория причинности. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КАТЕГОРИЯ

Афоризмы русских писателей со словом «категория»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «категория»

КАТЕГО́РИЯ, -и, ж. 1. Филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категория времени. Категория причинности.

Все значения слова «категория»

Предложения со словом «категория»

  • Вероятнее всего, он найдёт людей с администраторскими способностями в своих советах, а не хороших политических деятелей или солдат, и поэтому он должен обладать качествами последних двух категорий людей.

  • Эти две категории людей по-разному смотрят на мир, интерпретируют происходящее вокруг и строят отношения.

  • Если вы видите, что вас достали, проели, надо просто устраниться от контакта, так как у вас слишком разные весовые категории.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «категории»

Ассоциации к слову «категории»

Какими бывают «категории»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я