Неточные совпадения
Ни одна из задач
мировой войны не может
быть положительно разрешена, и прежде всего не может
быть разрешен восточный вопрос.
Если
мировая война
будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со старыми своими культурами погрузятся во тьму и мрак.
По сравнению с этой перспективой вся
мировая война
есть лишь семейная распря.
Я думал, что
мировая война выведет европейские народы за пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской культуры и
будет способствовать объединению Запада и Востока.
Нельзя
было расшатывать исторические основы русского государства во время страшной
мировой войны, нельзя
было отравлять вооруженный народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его.
Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни
мировой и европейской, ее духовная жизнь
была обособлена и замкнута.
То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже
быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет
мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным.
Война 1914 года глубже и сильнее вводит Россию в водоворот
мировой жизни и
спаивает европейский Восток с европейским Западом, чем война 1812 года.
Но осуществление
мировых задач России не может
быть предоставлено произволу стихийных сил истории.
И Бакунин в своей пламенной жажде
мирового пожара, в котором все старое должно сгореть,
был русским, славянином,
был мессианистом.
И нужна
была совершенно исключительная
мировая катастрофа, нужно
было сумасшествие германизма от гордости и самомнения, чтобы Россия осознала себя, стряхнула с себя пассивность, разбудила в себе мужественные силы и почувствовала себя призванной к великим делам в мире.
Культура перестанет
быть столь исключительно европейской и станет
мировой, универсальной.
Христианское мессианское сознание может
быть лишь сознанием того, что в наступающую
мировую эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский.
В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она
будет призвана для великих откровений духа, когда центр
мировой духовной жизни
будет в ней.
Русское самосознание не может
быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для жизни
мировой, для
мировой роли.
Вопрос о
мировой роли России, о ее судьбе приобретает огромное значение, он не может
быть растворен в вопросе о народном благе, о социальной справедливости и т. п. вопросах.
Оргия химических инстинктов, безобразной наживы и спекуляции в дни великой
мировой войны и великих испытаний для России
есть наш величайший позор, темное пятно на национальной жизни, язва на теле России.
Нельзя
было подойти к
мировой трагедии с запасом старых просветительных идей, старых рационалистически-социологических схем.
Культура греческая, культура итальянская в эпоху Возрождения, культура французская и германская в эпохи цветения и
есть пути
мировой культуры единого человечества, но все они глубоко национальны, индивидуально-своеобразны.
Весь
мировой путь бытия
есть сложное взаимодействие разных ступеней
мировой иерархии индивидуальностей, творческое врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога.
Это
было у некоторых русских анархистов и революционеров, веровавших в
мировой пожар, из которого чудесно родится новая жизнь, и в русском народе видевших того Мессию, который зажжет этот пожар и принесет миру эту новую жизнь.
Но работа сознания в этом направлении должна
быть плодотворной и для практических задач, для всего направления нашей
мировой и внутренней политики.
В одном из своих аспектов
мировая война должна
быть признана неотвратимым и роковым моментом в развитии и диалектике империализма.
Она
есть результат столкновения империалистических воль к
мировому могуществу и
мировому преобладанию.
Мировые же империалистические претензии Германии слишком поздно явились в истории, когда земной шар
был уже величайшей морской державой, а Россия — величайшей сухопутной державой.
Империализм по природе своей выходит за пределы замкнутого национального существования, империалистическая воля
есть всегда воля к
мировому существованию.
Империалистическая воля пролила много крови в человеческой истории, но за ней скрыта
была идея
мирового единства человечества, преодолевающего всякую национальную обособленность, всякий провинциализм.
К тому времени, когда возгорелась небывалая за всю историю
мировая война, выяснилось, что
есть три величайшие державы, которые могут претендовать на
мировое преобладание — Англия, Россия и Германия.
Империализм, как бы ни
были часто низменны его мотивы и дурны его приемы, все же выводит за грани замкнутого национального существования, он выводит за границы Европы в
мировую ширь, за моря и океаны, объединяет Восток и Запад.
Россия тогда лишь
будет на высоте
мировых империалистических задач, когда преодолеет свою старую националистическую политику, в сущности не согласную с духом русского народа, и вступит на новый путь.
Могущественнейшее чувство, вызванное
мировой войной, можно выразить так: конец Европы, как монополиста культуры, как замкнутой провинции земного шара, претендующей
быть вселенной.
— Примечание составителя.)],
есть то же стремление к
мировому владычеству, что и в Римской империи, которую нельзя рассматривать, как бытие национальное.
Отныне империя, все еще претендующая на
мировое владычество,
будет строиться на иных основаниях и
будет иметь иную идеологию.
Именно германскому империализму суждено
было разоблачить, что империализм неизбежно ведет не только к войне, но и к
мировой войне.
Но рассвет после этой ночи может
быть лишь
мировым рассветом.
Европа перестанет
быть центром
мировой истории, единственной носительницей высшей культуры.
Если Европа хотела оставаться монополистом и пребывать в своем европейском самодовольстве, она должна
была воздержаться от
мировой войны.
Россия
была внутренне слишком разодрана и поглощена мелочными политическими распрями, партийными счетами, групповыми социальными антагонизмами, закрывавшими всякие большие
мировые, исторические перспективы.
Мировая война, естественно, должна
была бы направить национальную мысль на
мировые задачи.
Казалось, должны
были быть сделаны попытки осмыслить войну, определить место России в
мировой жизни, сознать свое призвание.
Для того, кто смотрит на
мировую борьбу с точки зрения философии истории, должно
быть ясно, что ныне разыгрывается один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада.
Европа заинтересована
была в том, чтобы насильственно оставлять Россию в замкнутом круге, не допускать ее в
мировую ширь, препятствовать
мировой роли России.
Духовным результатом
мировой войны
будет также преодоление односторонности и замкнутости так называемой европейской культуры, ее выход в
мировую ширь.
Но западничество
есть заблуждение детского возраста, и оно находится в противоречии с
мировыми задачами России.
Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не
было непредвиденным, не может, казалось бы, не привести к славянскому самосознанию.
Мировая война несет с собой человечеству глубокий духовный кризис, который может
быть обсуждаем с разных сторон.
Человеческая общественность
была выделена из жизни космической, из
мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое.
Не
было принято во внимание, что существуют глубокие недра земли, и необъятная
мировая ширь, и звездные миры.
Труд этот не должен
быть рабски прикреплен к земле, к ее ограниченному пространству, он всегда должен иметь
мировые перспективы.
Мировая война
есть катастрофический момент в диалектике империалистического расширения.