Неточные совпадения
Это значило бы обосновывать и оправдывать
свободу — необходимостью, творчество — приспособлением, безграничную сущность мира — ограниченным его
состоянием.
Степень ответственности за то
состояние, в котором находится омертвевшая природа, зависит от степени
свободы и иерархического места в космосе.
Динамическим, творческим центром вселенной сотворен человек, но в исполнении своей
свободы он последовал за падшим Ангелом, пожелавшим стать центром мира, и потерял свое царственное место, обессилил свое творчество и впал в
состояние звериное.
В
состоянии пассивности перед необходимостью можно познать лишь эволюцию в мире; в
состоянии активном и прорывающемся к
свободе можно познать творческое развитие в мире.
Мир «сей» и есть болезнь бытия, плен, его падшее
состояние, частичная утеря им
свободы и подчинение внешней необходимости.
Подлинная
свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому)
состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей.
Я с трудом держу перо в руках: такая неизмеримая усталость после всех головокружительных событий сегодняшнего утра. Неужели обвалились спасительные вековые стены Единого Государства? Неужели мы опять без крова, в диком
состоянии свободы — как наши далекие предки? Неужели нет Благодетеля? Против… в День Единогласия — против? Мне за них стыдно, больно, страшно. А впрочем, кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» — разве я — знаю?
Но первое: я не способен на шутки — во всякую шутку неявной функцией входит ложь; и второе: Единая Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может. Да и откуда тогда было бы взяться государственной логике, когда люди жили в
состоянии свободы, то есть зверей, обезьян, стада. Чего можно требовать от них, если даже и в наше время откуда-то со дна, из мохнатых глубин, — еще изредка слышно дикое, обезьянье эхо.
Неточные совпадения
Софья. Подумай же, как несчастно мое
состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую
свободу, принуждена была я скрыть мое чувство.
Вопрос ставится о двух
состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма
свободы и необходимости, внутренней соединенности и вражды, смысла и бессмыслицы.
Идея конечного, совершенного
состояния человечества, земного рая играла огромную роль у Достоевского, и он раскрывает сложную диалектику, связанную с этой идеей, это — все та же диалектика
свободы.
Философия
свободы значит здесь — философия свободных, философия, исходящая из
свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости,
свобода означает
состояние философствующего субъекта.
Но и в сем жалком
состоянии падения не вконец порвалась связь человека с началом божественным, ибо человек не отверг сего начала в глубине существа своего, как сделал сие сатана, а лишь уклонился от него похотью, и, в силу сего внешнего или центробежного стремления, подпавши внешнему рабству натуры, сохранил однако внутреннюю
свободу, а в ней и залог восстановления, как некий слабый луч райского света или некое семя божественного Логоса.