Неточные совпадения
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у
народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту
культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого?
Необычайный, взрывчатый динамизм русского
народа обнаружился в его
культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в
культурном слое и в
народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на религиозные верования
народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от
народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим
культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
Лучшие русские люди в верхнем
культурном слое и в
народе не выносят смертной казни и жестоких наказаний, жалеют преступника.
Но в 70-е годы были формы народничества, которые требовали от интеллигенции полного отречения от
культурных ценностей не только во имя блага
народа, но и во имя мнений
народа, эти формы народничества не защищали личности.
Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена традициям освободительного движения, как измена
народу, как реакция.
Для старой народнической интеллигенции революция была религией, отношение к революции было тоталитарным, вся умственная и
культурная жизнь была подчинена освобождению
народа, свержению самодержавной монархии.
И все-таки нужно признать, что был разрыв между интересами высшего
культурного слоя ренессанса и интересами революционного социального движения в
народе и в левой интеллигенции, не пережившей еще умственного и духовного кризиса.
Неточные совпадения
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные
культурным развитием низших слоев
народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной жизнью.
— Господа, наш
народ — ужасен! Ужасно его равнодушие к судьбе страны, его прикованность к деревне, к земле и зоологическая, непоколебимая враждебность к барину, то есть
культурному человеку. На этой вражде, конечно, играют, уже играют германофилы, пораженцы, большевики э цетера [И тому подобные (лат.).], э цетера…
— Думаю поехать за границу, пожить там до весны, полечиться и вообще привести себя в порядок. Я верю, что Дума создаст широкие возможности
культурной работы. Не повысив уровня культуры
народа, мы будем бесплодно тратить интеллектуальные силы — вот что внушил мне истекший год, и, прощая ему все ужасы, я благодарю его.
Это — тип русский, но так как он взят в высшем
культурном слое
народа русского, то, стало быть, я имею честь принадлежать к нему.
Духовный и
культурный расцвет
народа предполагает и некоторое материальное могущество, символизирующее его внутренние потенции.