Неточные совпадения
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской
истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба
философии. Влияние немецкого идеализма.
Мы увидим, что наша
философия будет прежде всего
философией истории, именно историософическая тема придает ей тоталитарный характер.
Проблема
философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Такова была
философия истории Чаадаева.
Вся наша
философия истории будет ответом на вопросы в письме Чаадаева.
Русская
философия истории должна была прежде всего решить вопрос о смысле и значении реформы Петра, разрезавшей русскую
историю как бы на две части.
Они применяли к русской
истории принципы гегелевской
философии.
Как объяснить, с точки зрения славянофильской
философии русской
истории, возникновение огромной империи военного типа и гипертрофии государства на счет свободной народной жизни?
Но по этим «Запискам» мы можем восстановить
философию истории Хомякова.
Для
философии истории Хомякова очень важно, что он веру считал движущим началом
истории.
При таком философском миросозерцании трудно было оправдать мессианскую веру в русский народ, трудно было обосновать
философию истории и этику Герцена.
С его персонализмом связана была и его оригинальная
философия истории.
Герцен был более художник, чем философ, и от него нельзя требовать обоснования и развития
философии истории.
Герцен высказывает идеи по
философии истории, которые очень не походят на обычные оптимистические идеи прогрессивного левого лагеря.
Но в противоречии со своей пессимистической
философией истории он верил в будущее русского народа.
Мысли его были направлены против
философии истории Гегеля, против подавления человеческой личности мировым духом
истории, прогрессом.
Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические основы
философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Чернышевский был очень ученый человек, он знал все, знал богословие,
философию Гегеля, естественные науки,
историю и был специалистом по политической экономии.
Курьез в печальной
истории русского просвещения, что министр народного просвещения кн. Ширинский-Шихматов, упразднивший в 50-е годы преподавание
философии, рекламировал естественные науки, которые представлялись ему политически нейтральными, философские же науки представлялись источником вольномыслия.
Соловьева центральной, вся его
философия, в известном смысле, есть
философия истории, учение о путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему.
Философия истории связана для него с учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью.
У Тареева нет
философии истории.
Высокая оценка Толстого в
истории русской идеи совсем не означает принятия его религиозной
философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения христианского сознания.
Философия истории и социология К. Леонтьева, которая имела биологическую почву, учили о неотвратимом наступлении дряхлости всех обществ, государств и цивилизаций.
Это есть оригинальное толкование христианства в целом, но в особенности есть христианская
философия истории.
Все, мной написанное, относится к
философии истории и этике, я более всего — историософ и моралист, может быть, теософ в смысле христианской теософии Фр.
Основная тема русской мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема
философии истории.
Неточные совпадения
Он слушал и химию, и
философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую
историю человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да развитие общин каких-то немецких городов; но все это оставалось в голове его какими-то безобразными клочками.
Он прочел все, что было написано во Франции замечательного по части
философии и красноречия в XVIII веке, основательно знал все лучшие произведения французской литературы, так что мог и любил часто цитировать места из Расина, Корнеля, Боало, Мольера, Монтеня, Фенелона; имел блестящие познания в мифологии и с пользой изучал, во французских переводах, древние памятники эпической поэзии, имел достаточные познания в
истории, почерпнутые им из Сегюра; но не имел никакого понятия ни о математике, дальше арифметики, ни о физике, ни о современной литературе: он мог в разговоре прилично умолчать или сказать несколько общих фраз о Гете, Шиллере и Байроне, но никогда не читал их.
— Ты не москвичка, а тоже заплуталась: читаешь «
Историю материализма» и «
Философию мистики» Дюпреля.
Возражаю: «Нет организма без функции!» Не уступает: «Есть, и это — вы!» Насмешил он меня, но — я задумался, а потом серьезно взялся за Маркса и понял, что его
философия истории совершенно устраняет все буржуазные социологии и прочие хитросплетения.