Цитаты со словом «русские»
Историческое введение. Определение
русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ
русского народа, его идея.
Эмпирически столь многое отталкивает в
русской истории.
Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей [Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
По поляризованности и противоречивости
русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским.
Противоречивость и сложность
русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад.
Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ.
И всегда в
русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью
русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной.
В душе
русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.
Поэтому
русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их.
У
русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы.
Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
Не так у
русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям.
Два противоположных начала легли в основу формации
русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие.
Можно открыть противоположные свойства в
русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Но никогда
русское царство не было буржуазным.
В определении характера
русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего
русскую идею и русское призвание.
Для
русской истории характерна прерывность.
В
русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы.
Московский период был самым плохим периодом в
русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы.
Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и, уж конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся творческий гений
русского народа.
Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия,
русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития
русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Не думаю, чтобы этим можно было объяснить отсталость
русского просвещения, безмыслие и безмолвие допетровской России.
Нужно признать характерным свойством
русской истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства.
Нужно было овладеть
русскими пространствами и охранять их.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его великого будущего.
Верили, что
русский народ, наконец, скажет свое слово миру и обнаружит себя.
Общепринято мнение, что татарское иго имело роковое влияние на
русскую историю и отбросило русский народ назад.
Влияние же византийское внутренно подавило
русскую мысль и делало ее традиционно консервативной.
Необычайный, взрывчатый динамизм
русского народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра.
Герцен говорил, что на реформу Петра
русский народ ответил явлением Пушкина.
Мы прибавим: не только Пушкина, но и самих славянофилов, но и Достоевского и Л. Толстого, но и искателей правды, но и возникновением оригинальной
русской мысли.
История
русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Подвиг непротивления —
русский подвиг.
Опрощение и уничижение —
русские черты.
Также характерно для
русской религиозности юродство — принятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру.
Самосжигание, как религиозный подвиг —
русское национальное явление, почти неведомое другим народам.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в
русском народе.
В
русской стихии всегда сохранялся и сохраняется и доныне дионисический, экстатический элемент.
Один поляк сказал мне в разгаре
русской революции...
Дионизос прошел по
русской земле.
С этим связана огромная сила
русской хоровой песни и пляски.
Русские люди склонны к оргиям с хороводами.
Известна склонность
русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины.
Русский народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
Русские — бегуны и разбойники.
Цитаты из русской классики со словом «русские»
Предложения со словом «русский»
- Работал в библиотеке, преподавал историю русского языка в местном пединституте.
- Мало к какому другому народу русский народ испытывал такие тёплые чувства, как к грузинам.
- Естественно, в общей культуре русского человека правят те понятия, что закладывались в советскую эпоху.
- (все предложения)
Предложения со словом «русская»
- Работал в библиотеке, преподавал историю русского языка в местном пединституте.
- Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в культуре, науке, общественной мысли, литературе и т. д.
- Естественно, в общей культуре русского человека правят те понятия, что закладывались в советскую эпоху.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «русский»
Сочетаемость слова «русская»
Что (кто) бывают «русскими»
Значение слова «русские»
РУ́ССКИЕ, -их, мн. (ед. ру́сский, -ого, м.: ру́сская, -ой, ж.). Нация, основное население РСФСР, а также лица, относящиеся к этой нации. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РУССКИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «русский»
Дополнительно