Цитаты со словом «мировые»
Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока
мировой истории — Восток и Запад.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в
мировой истории война.
Россия должна была выйти из замкнутого состояния, в которое ее ввергло татарское иго и весь характер Московского царства, азиатского по стилю, и выйти в
мировую ширь.
Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в
мировой истории и не могла бы сказать свое слово.
Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам
мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.
Наиболее русским он был в своем восстании против гегелевского
мирового духа во имя реального, конкретного человека.
Мысли его были направлены против философии истории Гегеля, против подавления человеческой личности
мировым духом истории, прогрессом.
С одной стороны, он решительный универсалист, для него русский человек — всечеловек, призвание России
мировое, Россия не есть замкнутый и самодовлеющий мир.
Проблема столкновения личности и
мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Гегель был для русских вершиной человеческой мысли, и у него искали разрешения всех
мировых вопросов.
Личность должна смириться перед истиной, перед действительностью, перед универсальной идеей, действующей в
мировой истории.
После этого разрыва начинается бунт, решительный бунт против истории, против
мирового процесса, против универсального духа во имя живого человека, во имя личности.
Тема о столкновении личности и истории, личности и
мировой гармонии есть очень русская тема, она с особенной остротой и глубиной пережита русской мыслью.
Выраженные Белинским мысли поражают сходством с мыслями Ивана Карамазова, с его диалектикой о слезинке ребенка и
мировой гармонии.
Огромное, основоположное значение для дальнейшей истории русского сознания имеет то, что у Белинского бунт личности против
мировой истории и мировой гармонии приводит его к культу социальности.
Тема о столкновении личности и
мировой гармонии достигает гениальной остроты у Достоевского.
Тут чувство личности, не согласной быть штифтиком
мирового механизма, частью целого, средством для целей установления мировой гармонии, доведено до безумия.
Подпольный человек не согласен на
мировую гармонию, на хрустальный дворец, для которого сам он был бы лишь средством.
Подобный человек не принимает результатов прогресса, принудительной
мировой гармонии, счастливого муравейника, когда миллионы будут счастливы, отказавшись от личности и свободы.
Ив. Карамазов возвращает Богу свой билет на вход в
мировую гармонию.
Русская мысль подвергла сомнению оправданность
мировой истории и цивилизации.
Один из самых глубоких русских поэтов, Тютчев, в своих стихах выражает метафизически-космическую тему, и он же предвидит
мировую революцию. За внешним покровом космоса он видит шевелящийся хаос. Он поэт ночной души природы...
Он обозначает не русский только, но и
мировой кризис гуманизма, так же как Ницше.
«Легенда о Великом Инквизиторе» одно из самых революционных, можно даже сказать, анархических произведений
мировой литературы.
Возможны три решения вопроса о
мировой гармонии, о рае, об окончательном торжестве добра: 1) гармония, рай, жизнь в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда; 2) гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех, обреченных на смерть, человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев; 3) гармония, рай, жизнь в добре, к которым придет человек через свободу и страдание в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т. е. в Царстве Божием.
Достоевский отвергает первые два решения вопроса о
мировой гармонии и рае и приемлет только третье решение.
Они мало походили на западных просветителей, на Вольтера или Дидро, которые не объявляли бунта против
мировой цивилизации и сами были порождением этой цивилизации.
Мировую известность он приобрел, главным образом, на Западе.
Из России пойдет
мировой пожар, который охватит мир.
Нужно зажечь
мировой пожар, нужно разрушить старый мир.
Моральный максимализм Толстого не видит, что добро принуждено действовать в темной, злой
мировой среде, и потому действие его не прямолинейное.
Эту идею не нужно отожествлять с соловьевским эволюционизмом, при котором и Богочеловек и Богочеловечество суть как бы продукт
мировой эволюции.
Иван Карамазов объявляет бунт, не принимает мира Божьего и возвращает билет Богу на вход в
мировую гармонию.
Но он же говорит: то, что есть, неразумно, разумно то, чего нет,
мировая разумность — зло, мировая нелепость — добро.
Человек для него и есть единственная загадка
мировой жизни.
Он предвидел не только русскую, но и
мировую революцию.
Это предчувствие неотвратимости
мировой революции принимает апокалиптическую форму, и она представляется наступлением конца мира.
Но Достоевский связывал его с основными русскими проблемами, прежде всего с проблемой конфликта личности и
мировой гармонии.
Цитаты из русской классики со словом «мировые»
Ассоциации к слову «мировой»
Ассоциации к слову «мировая»
Синонимы к слову «мировые»
Предложения со словом «мировой»
- Невозможно вместить в одну маленькую книгу историю мировой войны, хотя бы отчасти исчерпывающую. И не это является моей задачей.
- Секрет или оккультное значение чисел открылись человеку так давно в масштабах мировой истории, что точное место этого события не было зафиксировано.
- При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объёма поставок и обоснованности выбора цен с учётом уровня цен мирового рынка.
- (все предложения)
Предложения со словом «мировая»
- Невозможно вместить в одну маленькую книгу историю мировой войны, хотя бы отчасти исчерпывающую. И не это является моей задачей.
- Секрет или оккультное значение чисел открылись человеку так давно в масштабах мировой истории, что точное место этого события не было зафиксировано.
- При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объёма поставок и обоснованности выбора цен с учётом уровня цен мирового рынка.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мировой»
Сочетаемость слова «мировая»
Что (кто) бывают «мировыми»
Значение слова «мировой»
МИРОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Прил. к мир1 (в 1 знач.). Мировое пространство. Мировой океан.
МИРОВО́Й2, -а́я, -о́е. 1. Связанный с разрешением спора, тяжбы без суда, мирным путем. Мировая сделка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИРОВОЙ
Значение слова «мировая»
МИРОВА'Я, о́й, мн. нет, ж. (разг. устар.). Полюбовное соглашение, добровольное разрешение спора, тяжбы без суда. Пойти на мировую. Предлагать мировую. С волками иначе не делать мировой, как только снявши шкуру с них долой. Крлв. (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова МИРОВАЯ
Афоризмы русских писателей со словом «мировой»
- Да, огонь красивее всех иных живых,
В искрах — ликование духов мировых.
- Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять, отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившемся в душе писателя.
- Я — сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом…
Я — сын земли, где дни и годы — кратки,
Где сладостна зеленая весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает луна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно