Неточные совпадения
Так изначально определились внутренние двигатели
философии: примат свободы над бытием, духа над природой, субъекта над объектом,
личности над универсально-общим, творчества над эволюцией, дуализма над монизмом, любви над законом.
Персонализм не может быть основан на идеализме (платоновском или немецком) и не может быть основан на натурализме, на
философии эволюционной или
философии жизни, которая растворяет
личность в безличном, космическом витальном процессе.
Но подлинное учение о человеке-личности может построить лишь экзистенциальная
философия, а не
философия социологическая, как и не
философия биологическая.
Персоналистическая
философия должна признать, что дух не генерализирует, а индивидуализирует, он создает не мир идеальных ценностей, внечеловеческих и общих, а мир
личностей с их качественным содержанием, формирует
личности.
В греческой
философии не было сколько-нибудь ясной идеи
личности.
Греческое слово ύπόστασις, означающее подстановку, и латинское слово persona, означающее маску, связанную с театральной ролью, очень несовершенно выражают
личность в смысле, данном ей христианством и новой
философией.
Проблема
личности была трудна для схоластической
философии.
Но томистическая
философия делает уже важное различение между
личностью и индивидуумом.
Виталистическая
философия, которая играет немалую роль в современной мысли и которая имеет своё учение о человеке, неблагоприятна для принципа
личности, она антиперсоналистична.
Как уже было сказано,
философия жизни ведет к растворению человеческой
личности в космическом и социальном процессе.
Отвлеченная, рациональная, понятийная
философия всегда плохо понимала
личность, и когда говорила о ней, то подчиняла её безлично-общему.
Проблема
личности была поставлена с большой остротой в XIX веке такими людьми, как Достоевский, Киркегардт, Ницше, Ибсен, людьми, восставшими против власти «общего», против засилия рациональной
философии.
Впрочем, Ницше, столь важный для проблематики персонализма, пришел к
философии, разрушающей
личность, но с другого конца.
Ложное гипостазирование космических начал, сил, энергий, качеств глубоко противоположно персоналистической
философии и порабощает человеческую
личность космической иерархией.
Анархическая утопия покоится на наивной монистической
философии и совсем не хочет знать трагического конфликта
личности с миром и обществом.
Неточные совпадения
Я могу сказать, что у меня был опыт изначальной свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла, был острый опыт о
личности и ее конфликте с миром общего, миром объективации, опыт выхода из власти общего, был опыт человечности и сострадания, был опыт о человеке, который есть единственный предмет
философии.
Лавров утверждал антропологизм в
философии и основным двигателем исторического процесса признавал критически мыслящие
личности.
Верховной ценностью для него была свободная человеческая
личность, и он наивно связывал это с материалистической и утилитарной
философией.
Социализм, связанный с позитивной
философией, не дает возможности обосновать ценность и независимость
личности.
Борец за
личность Писарев отрицал творческую полноту
личности, полноту ее духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в
философии, в искусстве, в высшей духовной культуре.