Неточные совпадения
Философия человечна, философское познание — человеческое познание; в ней всегда
есть элемент человеческой
свободы, она
есть не откровение, а свободная познавательная реакция человека на откровение.
Идея автономии
есть ложная идея, совсем нетождественная с идеей
свободы.
Свобода же никогда не может
быть лишь в познаваемом, она должна
быть в познающем, как основа бытия.
Человек
есть посредник между миром неподвижных идеальных ценностей и природным миром, в котором нет телеологии и в который человек своей
свободой должен внести цель и ценность, почерпнутую из небытийственного идеального мира.
Этика
есть познание духа, а не познание природы, ей принадлежит лишь то, что связано с духовной
свободой, а не с природной необходимостью.
И потому этика
есть философия
свободы.
Школьное традиционное учение о
свободе воли совсем не
есть учение о
свободе и глубины
свободы не видит.
Учение о
свободе воли
было создано для того, чтобы найти виновника, чтобы
было на кого возложить ответственность и оправдать наказание в жизни временной и жизни вечной.
Учение о
свободе воли
было приспособлено для нормативной, законнической этики.
В восстании Лютера против оправдания добрыми делами, связанными со
свободой воли,
была большая глубина, хотя он и допустил смешение.
Парадоксально то, что так наз. «
свобода воли» может
быть источником порабощения человека.
Но ведь
свобода человека может
быть понята не только как оправдание человека добродетелями, вытекающими из его свободной воли, т. е. как возможность осуществить норму,
свобода может
быть понята и как творческая сила человека, как создание ценностей.
Свобода есть основное условие нравственной жизни, не только
свобода добра, но и
свобода зла.
Этика законническая, нормативная, для которой
свобода есть лишь условие выполнения нормы добра, не понимает трагизма нравственной жизни.
Свобода есть роковой дар, который делает роковой участь человека.
Человек
есть дитя Божье и дитя
свободы — ничто, небытия, меона.
Но в акте миротворения не может
быть предотвращена возможность зла, заключенная в меонической
свободе.
То, что она пала, как раз и обнаруживает силу ее
свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли
быть больше, чем тварь.
То, что называют «тварным ничто», и
есть как раз то, что в твари не сотворено, ее
свобода.
Унижает ее не
свобода, а зло, из
свободы вытекающее, но зло это не
есть тварность, ибо оно не Богом сотворено.
В плане вторичном, где
есть Творец и тварность, Бог и человек, несотворенную
свободу можно мыслить вне Бога.
Трагедия в Боге
есть трагедия, связанная со
свободой.
Если это ничто
есть изначальная, бездонная
свобода, меоническая, несотворенная, то, хотя и остается непроницаемая тайна, на путях ее познания мы достигаем более осмысленных и менее оскорбительных результатов.
Античная трагедия
есть трагедия рока, христианская же трагедия
есть трагедия
свободы, и в ней и открывается первофеномен трагического.
Сама необходимость
есть дитя
свободы.
Рок
есть дитя
свободы — это значит, что сама
свобода роковая.
Рок и
есть то, что связано с меонической
свободой, с изначальной тьмой, с Ungrund’ом.
Но творчество по метафизической своей природе
есть всегда творчество из ничего, т. е. из меонической
свободы, предшествующей самому миротворению.
Этот элемент
свободы, уходящий в добытийственную бездну,
есть в каждом творческом акте человека, в творческом замысле и в творческом взлете.
Творчество
есть переход небытия в бытие через акт
свободы.
Проблема творчества
есть прежде всего проблема
свободы.
Приходится признать, что в антиномиях Творца и твари
свобода есть парадокс, не вмещающийся ни в какие категории.
Человек не свободен, если он
есть лишь явление Бога, лишь частица Божества, и человек не свободен, если он наделен
свободой Богом-Творцом и ничего божественного в себе не заключает, и он не свободен, если зло проистекает от злого бога, от материи, в зависимость от которой он попадает.
Христианское учение о благодати и
было попыткой спасти христианскую
свободу.
Единственный возможный выход
есть признание несотворенности, т. е. нетварности
свободы, ее вкорененности в ничто.
Но это и значит, что
свобода не сотворена и вместе с тем не
есть божественная
свобода.
Тайна Христа-Богочеловека
есть разрешение парадокса
свободы и благодати, но она не поддастся рационализации.
Меоническая
свобода, которая
была в человеке от ничто, от небытия,
была до времени закрыта в первоначальном акте миротворения, но не могла
быть уничтожена.
В подпочве райской жизни оставалась эта
свобода, и она должна
была проявиться.
В генезисе духа
есть три стадии — первоначальная стихия, райская целостность, целостность досознательная, не испытавшая
свободы и рефлексии; раздвоение, рефлексия, оценка,
свобода избрания; и целостность и полнота после
свободы, рефлексии и оценки, сверхсознательная целостность и полнота.
Если человек
есть существо падшее и если пал он в силу присущей ему изначальной
свободы, то это значит, что он
есть существо высокое, свободный дух.
Свобода зла
есть добро, и без
свободы зла не
было бы
свободы добра, т. е. не
было бы добра.
Но
есть другая проблема, еще более беспокойная, — проблема отношения
свободы и ценности,
свободы и добра.
Можно ли сказать, что
свободе человека предстоит добро, идеальная ценность, идеальная норма, которые должны
быть реализованы и неисполнение которых
есть зло.
Свобода воли совсем не
есть источник человеческого творчества, она
есть источник ответственности и возможности наказания.
Мир ценностей не
есть неподвижный, идеальный мир, возвышающийся над человеком и
свободой, он
есть мир подвижный и творимый.
Загадочность и противоречивость человека определяются не только тем, что он
есть существо, упавшее с высоты, существо земное, сохранившее в себе воспоминание о небе и отблеск небесного света, но еще глубже тем, что он изначально
есть дитя Божье и дитя ничто, меонической
свободы.
Антропология христианская учит о том, что человек
есть существо, сотворенное Богом и носящее в себе образ и подобие Божье, что человек
есть существо свободное и в своей
свободе отпавшее от Бога, и что, как существо падшее и греховное, он получает от Бога благодать, возрождающую и спасающую.
Но человек
есть существо творящее в том лишь случае, если он
есть существо свободное, обладающее творческой
свободой.
Неточные совпадения
Софья. Подумай же, как несчастно мое состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую
свободу, принуждена
была я скрыть мое чувство.
Теперь Анна уж признавалась себе, что он тяготится ею, что он с сожалением бросает свою
свободу, чтобы вернуться к ней, и, несмотря на то, она рада
была, что он приедет.
Вронский приехал на выборы и потому, что ему
было скучно в деревне и нужно
было заявить свои права на
свободу пред Анной, и для того, чтоб отплатить Свияжскому поддержкой на выборах за все его хлопоты для Вронского на земских выборах, и более всего для того, чтобы строго исполнить все обязанности того положения дворянина и землевладельца, которое он себе избрал.
Левин старался чрез нее выпытать решение той для него важной загадки, которую представлял ее муж; но он не имел полной
свободы мыслей, потому что ему
было мучительно неловко.
Степан Аркадьич знал, что когда Каренин начинал говорить о том, что делают и думают они, те самые, которые не хотели принимать его проектов и
были причиной всего зла в России, что тогда уже близко
было к концу; и потому охотно отказался теперь от принципа
свободы и вполне согласился. Алексей Александрович замолк, задумчиво перелистывая свою рукопись.