Неточные совпадения
«Все внимание его
было устремлено на людей, и он схватывал только их
природу и характер.
Человеческая
природа никогда не может
быть рационализирована.
Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов
будут «загадкой», потому что вообще человеческая
природа загадочна в своей антиномичности, в своей иррациональности, в своей потребности в страдании.
Если бы Достоевский раскрыл до конца учение о Боге, об Абсолютном, то он принужден
был бы признать полярность самой божественной
природы, темную
природу, бездну в Боге, что-то родственное учению Якова Бёме об Ungrund’е.
Это раздвоение и поляризация человеческой
природы, это трагическое движение, идущее в самую духовную глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с тем, что он призван
был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в человеке борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых зло являлось в более элементарной и простой форме?
Свобода имеет свою самобытную
природу, свобода
есть свобода, а не добро.
Все творчество Достоевского
есть изобличение этой клеветы на человеческую
природу.
Совесть человеческая
есть выражение этой бессмертной
природы.
И потому,
быть может, так истерична женская
природа у Достоевского, потому так надрывна, что она обречена на несоединенность с
природой мужской.
И глубока у него
была только постановка темы, что женщина — судьба человека, Но он сам оставался разъединенным с женской
природой и познал до глубины лишь раздвоение.
Женская
природа не просветлена, в ней
есть притягивающая бездна, но никогда нет ни образа благословенной матери, ни образа благословенной девы.
Мышкин — чистый человек, в нем
есть ангелическая
природа.
Но этот дар прозрения
есть единственный дар Мышкина в отношении к женской
природе.
Исчезла бы великая идея бессмертия и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к тому, который
был Бессмертие, обратился бы у всех на
природу, на мир, на людей, на всякую былинку.
Это
есть антропологическое исследование о пределах человеческой
природы, о путях человеческой жизни.
Вопрос о
природе «революции» для Достоевского
был прежде всего вопросом о социализме.
Но в русском социализме, как в самом крайнем и предельном,
будет легче вскрыть
природу социализма, чем в более умеренном и культурном социализме европейском.
И сам он
был загадкой русской
природы.
Дух и культуру я не только сближаю, но отождествляю, ибо культура всегда духовна по своей
природе, не духовной может
быть лишь цивилизация, культура же всегда связана со священным приданием, с культом предков.
Это испытание его сил
было выражением великого уважения к человеку, признанием его высшей духовной
природы.
Если существует высшая
природа человека, призвание к высшей цели, то существует и Бог, то
есть вера в Бога.
Не
было у него этой обращенности к мистической земле и к новому принятию
природы.
Оторвавшийся от
природы, от земли, человек
был ввергнут в ад.
Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей
природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.
Говорили они все как-то сурово, таким голосом, как бы собирались кого прибить; приносили частые жертвы Вакху, показав таким образом, что в славянской
природе есть еще много остатков язычества; приходили даже подчас в присутствие, как говорится, нализавшись, отчего в присутствии было нехорошо и воздух был вовсе не ароматический.
От
природы была она характера смешливого, веселого и миролюбивого, но от беспрерывных несчастий и неудач она до того яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе, что самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить ее тотчас же чуть не в исступление, и она в один миг, после самых ярких надежд и фантазий, начинала клясть судьбу, рвать и метать все, что ни попадало под руку, и колотиться головой об стену.
Неточные совпадения
Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй
природе, никогда не
будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не
будешь.
Но этого мало: самая
природа перестала
быть благосклонною к глуповцам.
Нельзя сказать, чтоб предводитель отличался особенными качествами ума и сердца; но у него
был желудок, в котором, как в могиле, исчезали всякие куски. Этот не весьма замысловатый дар
природы сделался для него источником живейших наслаждений. Каждый день с раннего утра он отправлялся в поход по городу и поднюхивал запахи, вылетавшие из обывательских кухонь. В короткое время обоняние его
было до такой степени изощрено, что он мог безошибочно угадать составные части самого сложного фарша.
Дома он через минуту уже решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения первого подвига
были обдуманы уже заранее; средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Но так как не
было той силы в
природе, которая могла бы убедить прохвоста в неведении чего бы то ни
было, то в этом случае невежество являлось не только равносильным знанию, но даже в известном смысле
было прочнее его.
Напоминанием об опасном хождении, — говорит он, — жители города Глупова нимало потревожены не
были, ибо и до того, по самой своей
природе, великую к таковому хождению способность имели и повсеминутно в оном упражнялись.