Неточные совпадения
Достоевский отражает все противоречия русского
духа, всю его антиномичность, допускающую возможность самых противоположных суждений о России и русском
народе.
Но в действительности это означает, что личность, что личный
дух недостаточно еще пробудились в русском
народе, что личность еще слишком погружена в природную стихию народной жизни.
И вот является соблазн думать, что эта мировая тенденция современной цивилизации не имеет власти над Россией и русским
народом, что мы другого
духа, что она есть лишь явление Запада,
народов Европы.
Так раскрывается в русском скитальчестве, в русском отщепенстве всечеловеческий
дух русского
народа.
В русском
народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между
духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального сознания. С изумительной силой интуитивного проникновения изображена жуткая стихия русского
народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России.
На путях к новой жизни, к духовному возрождению русскому
народу предстоит пройти через простое смирение и покаяние, через суровую самодисциплину
духа.
Не только «интеллигенция», но и «
народ» легко пошел на соблазн трех искушений и отрекся от первородной свободы
духа.
Творчество Достоевского говорит не только о том, что в русском
народе заключены величайшие духовные возможности, но также о том, что этот
народ — больной
духом.
Народу этому, духовно чрезвычайно одаренному, очень трудно дисциплинировать свой
дух, труднее, чем
народам Запада.
Но он не учил тому, как стяжать себе свободу
духа, нравственную и духовную автономию, как освободить себя и
народ свой от власти низших стихий.
У нас все еще не совершилось того, что для германского
народа совершил Фихте и люди его
духа.
Идея религиозной соборности у русских нередко бывала ложной идеализацией русского
народа, идеализацией народного коллектива как носителя
духа.
Он видел, что Россия имеет прекрасные земли, прекрасных рабочих и что в некоторых случаях, как у мужика на половине дороги, рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, производят мало, и что происходит это только оттого, что рабочие хотят работать и работают хорошо одним им свойственным образом, и что это противодействие не случайное, а постоянное, имеющее основание в
духе народа.
— До чего вы, интеллигенты, невежественны и легковерны во всем, что касается
духа народа! И сколько впитано вами церковного яда… и — ты, Клим Иванович! Сам жаловался, что живешь в чужих мыслях, угнетен ими…
Великий творец всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен и в своем индивидуальном творчестве выражает
дух народа; он даже гораздо более выражает дух своего народа, чем сам народ в своей коллективной жизни.
То Арапов ругает на чем свет стоит все существующее, но ругает не так, как ругал иногда Зарницын, по-фатски, и не так, как ругал сам Розанов, с сознанием какой-то неотразимой необходимости оставаться весь век в пассивной роли, — Арапов ругался яростно, с пеною у рта, с сжатыми кулаками и с искрами неумолимой мести в глазах, наливавшихся кровью; то он ходит по целым дням, понурив голову, и только по временам у него вырываются бессвязные, но грозные слова, за которыми слышатся таинственные планы мировых переворотов; то он начнет расспрашивать Розанова о провинции, о
духе народа, о настроении высшего общества, и расспрашивает придирчиво, до мельчайших подробностей, внимательно вслушиваясь в каждое слово и стараясь всему придать смысл и значение.
Неточные совпадения
Но он упустил из виду, во-первых, что
народы даже самые зрелые не могут благоденствовать слишком продолжительное время, не рискуя впасть в грубый материализм, и, во-вторых, что, собственно, в Глупове благодаря вывезенному из Парижа
духу вольномыслия благоденствие в значительной степени осложнялось озорством.
Он ехал и отдохнуть на две недели и в самой святая-святых
народа, в деревенской глуши, насладиться видом того поднятия народного
духа, в котором он и все столичные и городские жители были вполне убеждены. Катавасов, давно собиравшийся исполнить данное Левину обещание побывать у него, поехал с ним вместе.
Народ в городе голодный; стало быть, все съест
духом, да и коням тоже сена… уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой… только про это еще Бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова.
— Свирель, рожок, гусли — вот истинно народные инструменты. Наш
народ — лирик, балалайка не отвечает
духу его…
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической борьбы, и
народ не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!