Тут поставлена проблема теодиции, проблема оправдания страдания, которая есть основная
русская проблема и источник русского атеизма, проблема цены прогресса, которая будет играть большую роль в социальной мысли 80-х годов.
Неточные совпадения
Вся
русская мысль XIX века, занятая общими вопросами миросозерцания, была западнической или славянофильской, т. е. решала
проблему о том, должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской, Московской Руси.
В нигилизме в деформированном виде отразилась еще одна черта
русского православного религиозного типа — нерешенность на почве православия
проблемы культуры.
Нигде на Западе не существовала в такой своеобразной форме
проблема «интеллигенция и народ», которой посвящено все
русское мышление второй половины XIX века, ибо на Западе в сущности не было ни «интеллигенции», ни «народа» в
русском смысле слова.
С этим связана была особенная
проблема в истории
русской социалистической мысли — может ли Россия миновать капиталистическое развитие, господство буржуазии, может ли революция быть социалистической, можно ли применять к России теорию марксизма, не считаясь с особенностями
русского пути.
Именно у
русских писателей с особенной остротой ставилась
проблема об оправдании человеческого творчества и культуры и подверглась сомнению оправданность культуры, как это было и в течениях
русской социальной мысли.
Это была борьба за личность, и это очень
русская проблема, которая с такой остротой была выражена в письме Белинского к Боткину, о чем речь будет в следующей главе.
Неточные совпадения
Проблема «духа и машины» имеет огромное значение для
русского сознания, она предстоит перед Россией, как
проблема ее будущего.
В широких кругах
русской интеллигенции этими
проблемами мало интересовались и даже считали их несколько «реакционными».
Статья вращается вокруг вечной темы
русских размышлений, вокруг
проблемы Востока и Запада.
В формуле К. Леонтьева есть некоторое эстетическое преувеличение, но есть в ней и несомненная истина, в ней ставится очень интересная
проблема русской народной психологии.
Мировая война жизненно подводит нас к
проблеме русского мессианизма.