Цитаты со словом «монизм»
Кантовский дуализм остается более вечной истиной, чем этот
монизм, порожденный усилиями гениальной мысли, но все же мысли себя объективирующей и гипостазирующей.
Дух ни в коем случае не должен означать
монизма, хотя так часто бывало в истории мысли, было и у самого Гегеля.
Нус связан с Платоном, с дуализмом, с идеализмом, пневма — со стоицизмом, с
монизмом, гилозоистическим материализмом.
Признание объективного духа (например, у Гегеля) ведет к
монизму и к тирании общего над индивидуальным, к тоталитарным системам.
Обратной стороной крайнего дуализма является крайний
монизм.
Более прав плюрализм, чем
монизм.
Тут своеобразно переплетается
монизм и дуализм.
Мысль человеческая колебалась между
монизмом и дуализмом.
Система понятий, порождающая
монизм, в которой все идет сверху вниз, закрывает иррациональную тайну зла и иррациональную тайну творчества небывшего.
Монизм есть всегда рационализация, он порожден понятием, а не опытом, привносится мыслью.
Монизм есть создание метафизики, орудующей понятиями, а не мистики.
В духовном опыте нет никакого
монизма, никакого пантеизма, ибо монизм и пантеизм суть доктрины, порождения мысли, перерабатывающей духовный опыт в понятия.
Когда теология и метафизика пытаются выразить эти истины мистического опыта, то получается пантеизм и
монизм, что всегда оказывается искажением.
Подлинная мистика находится по ту сторону противоположения между трансцендентным дуализмом и имманентным
монизмом.
По сю сторону, в этом мире, нужно утверждать не
монизм, а дуализм.
Монизм же, пантеизм остается в объективации.
Рациональное мышление теологии и метафизики всегда будет иметь тенденцию истолковывать эти места из мистиков как
монизм, пантеизм, тождество Бога и человека.
Язык, которым выражали свой опыт многие мистики, оставляет впечатление
монизма, пантеизма, отрицания личности, отрицания человека, человеческой свободы и любви.
Когда человек и космос смешиваются и отождествляются в божественном
монизме, то можно одинаково сказать, что человек и космос обоготворяются и что они отрицаются.
Монизм есть всегда отрицание тайны богочеловечности, двуединства, которая вполне раскрывается лишь в христианстве.
Христианство персоналистично и потому соединяет
монизм с плюрализмом.
Уклон к пантеистическому
монизму совсем не есть ересь относительно Бога, это есть ересь прежде всего относительно человека, относительно личности, свободы и любви.
И интересно, что этот уклон к пантеистическому
монизму можно открыть у тех, которые более всего враждуют против пантеизма и утверждают крайние формы трансцендентного дуализма.
Этот порядок мысли начинается с крайнего дуализма, но кончается крайним
монизмом.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (трансцендентная бездна между человеком и Богом) в
монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
Разум имеет непреодолимую склонность к
монизму или к дуализму, причем монизм переходит в дуализм, а дуализм переходит в монизм.
Духовность принимает или характер крайнего
монизма, или характер крайнего дуализма.
Монизм, тождество исключает любовь, как исключает и свободу.
Это есть мистический
монизм, нет двух, а лишь одно.
Это тоже одна из форм монофизитства,
монизма.
Но мистический
монизм и квиетизм неверно понимают это отношение.
Монизм во всех областях есть ложная и бесплодная точка зрения.
Духовная жизнь диалогична, и потому ее нельзя выражать в
монизме.
Цитаты из русской классики со словом «монизм»
Личность иррациональна для рационалистической философии и всегда разложима и на что-нибудь сводима; пантеистический
монизм или атомистический плюрализм оказываются роковыми пределами рациональной мысли.
Эта тенденция отнюдь не нова, она свойственна феноменализму, эмпиризму, позитивизму, имманентному
монизму, материализму, свойственна Ницше и современным экзистенциалистам и мн. др.
Кауфман и др.), но и неокантианство; сторонники «имманентизма» в духе учения И. Канта считали, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием (т. е. «имманентен», внутренне присущ сознанию), отрицая вместе с тем существование «вещи в себе».] и «
монизма» — от протестантства до социалистического человекобожия [Критике «социалистического человекобожия» посвящен ряд статей С. Н. Булгакова в книге «Два града» (в 2 т. М., 1911): «Религия человекобожия у Л. Фейербаха», «К.
Но мне совершенно чужд
монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я, разума в мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и развитии к свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности трансцендентного и имманентного, дуализма и
монизма.
Синонимы к слову «монизм»
Предложения со словом «монизм»
- Утверждалось, что психоанализ построен на фундаменте материалистического монизма, рассматривающего психические явления как разновидность органических явлений.
- Воззрение, к которому на мой взгляд, стремится развитие философского мышления, то направление, в котором лежит истина, я обозначаю именем идеалистического монизма.
- Позиция, которой я придерживаюсь в этой книге, называется биологическим материализмом, но в основе моих убеждений – более широкий подход, который иногда называют монизмом.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «монизм»
Значение слова «монизм»
МОНИ́ЗМ, -а, м. Философское учение, исходящее из признания в качестве первоосновы всего многообразия явлений мира одного начала — либо материи, либо духа (идеи); противоп. дуализм. Материалистический монизм. Идеалистический монизм. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МОНИЗМ
Дополнительно