Неточные совпадения
Это очень глубокий конфликт труда количественного с трудом качественным, это — трагическое для судьбы России столкновение «
народа» с «
культурой».
Простой
народ в темноте своей всегда относился подозрительно и враждебно к интеллигенции, к образованным, к людям
культуры.
Народ русский утерял веру, изменил вечной святыне, а цивилизации не имеет,
культуре чужд.
Во имя
народа как идола готовы были пожертвовать величайшими ценностями и святынями, истребить всякую
культуру, как основанную на неравенстве, всякое бытие, как наследие отцов и дедов.
Лучшие люди из «
народа», из низшего трудящегося слоя, стремились к свету, к знанию, к
культуре, к выходу из народной тьмы, они никогда не идеализировали «
народа» и не поклонялись ему.
И настало время, когда нам нужно, наконец, настоящее, более простое и элементарное смирение, смирение не перед мудростью русского
народа, а перед законом цивилизации, перед
культурой, перед светом знания.
Народнические чувства и народническое сознание угашали творческие порывы, нравственно отравляли сами источники творчества духовной
культуры, так как в творчестве видели уклонение от исполнения долга перед
народом или измену народной правде.
Культура лишь закрывает истину, таящуюся в
народе.
Культура основана на неправде и зле неравенства и порабощения
народа.
Тот качественный слой, который творит духовную
культуру, всегда виновен перед
народом.
Народническое сознание лишь увеличивает пропасть между «
народом» и «интеллигенцией», «
народом» и «
культурой», ему не открывается духовная глубина народной жизни, в которой исчезают все различия, связанные с социальными оболочками.
В современном французском
народе с его буржуазной
культурой мы узнаем черты средневекового французского
народа с его старинной доблестью, так ярко вспыхнувшей во время войны, с его старой рыцарской
культурой.
Но если верить в бессознательную правду
народа, то неизбежно признать, что
народ в своей подсознательной стихии согласился купить дорогой ценой государство и
культуру и не остановился перед тысячелетними жертвами.
Маркс был достаточно умен, талантлив и оригинален, чтобы в лучшие свои минуты понимать значение расы, чтобы сознавать свою связь с мировым империализмом того государства и
народа, на
культуре которого он вырос и воспитался.
Россия великая и единая, великое и единое русское государство, великая и единая русская
культура созданы не нашим поколением, за ними стоят подвиги, жертвы и усилия многих поколений, всего русского
народа на протяжении тысячелетнего существования.
Произошло восстание Евгения, героя «Медного Всадника», против Петра, маленьких людей с их маленькими и частными интересами против великой судьбы
народа, против государства и
культуры.
Само явление Пушкина возможно было потому, что Петр «вздернул Россию на дыбы», приобщил к мировой
культуре и уготовил русскому
народу удел великого
народа. Но маленький Евгений не хотел принять великой судьбы
народа, он в ужасе отступил перед жертвами, которых требует эта судьба.
Многие наивные и непоследовательные люди думают, что можно отвергнуть Петра и сохранить Пушкина, что можно совершить разрыв в единой и целостной судьбе
народа и его
культуры.
Духовно существует Россия, русский
народ и русская
культура.
Православная церковь не только святыня для всякого верующего, но и великая ценность, великое духовное сокровище русской
культуры, духовная основа жизни русского
народа.
Народ должен подняться до более высокой духовной и всяческой
культуры, в
народе должна раскрыться человеческая личность, ее качества, ее ответственное творчество.
Засилье темного мужицкого царства грозит русскому государству и русской
культуре качественным понижением, разложением достигнутых ценностей, и ответственность за это падает не на самый
народ, который стремится к свету и неповинен в том, что его так долго держали в тьме, а теперь, вдруг, поставили перед непосильными задачами.
И прежде всего должно быть пересмотрено и переоценено традиционное интеллигентское отношение к
народу и
культуре.
Для русских радикально настроенных интеллигентных и полуинтеллигентных людей всегда была характерна с одной стороны вера в
народ и поклонение
народу, с другой стороны скептическое отношение к
культуре и нелюбовь к
культуре.
Они мало верили в то, что есть мудрость в
культуре и что только
народ культурный,
народ, поднявшийся на более высокий уровень развития, может раскрыть все заключенные в нем возможности.
Культурный слой наш никогда не сознавал своего достоинства и своего истинного призвания, он почти стыдился своей культурности, не видел в ней истинного света, критериев истины и правды, он всегда искал этих критериев вовне, в темном, не зараженном грехом
культуры «
народе».
То течение, которое идет от Герцена, всегда брало под подозрение
культуру как порождение «буржуазности» и идеализировало мужицкое царство, поклонялось «
народу».
Русский способ преодоления
культуры и утверждения русского
народа как стоящего выше
культуры не может особенно импонировать.
Революционная интеллигенция не имела настоящей
культуры и не несла ее в
народ.
Сейчас мы вкушаем горькие и ядовитые плоды русского ложного отношения к
народу и к
культуре.
Горьким опытом узнаем мы, что значит восстание
народа, не принявшего еще
культуры и громящего
культуру, что несет с собой восстание количественной массы, не подчиненной никаким качествам, сбросившей всякую норму и закон.
Народ наш без смирения перед
культурой и без творческого отношения к
культуре обречен на разложение и гибель.
И как это ни горько, но нужно признать, что ныне русский
народ менее религиозен, чем многие
народы Запада, что религиозная
культура души в нем слабее.
В русском
народе, не имеющем цивилизации, отвращающемся от серединного царства
культуры, отпадение от христианства влечет за собой падение всяких духовных основ жизни, т. е. чистейший нигилизм.
Католичество по-одному, протестантство по-другому воспитывали
народы Запада для исторической жизни, вырабатывали закал характера, необходимый для созидания
культуры.
Неточные совпадения
Но есть другая группа собственников, их — большинство, они живут в непосредственной близости с
народом, они знают, чего стоит превращение бесформенного вещества материи в предметы материальной
культуры, в вещи, я говорю о мелком собственнике глухой нашей провинции, о скромных работниках наших уездных городов, вы знаете, что их у нас — сотни.
—
Народ тихий, наивный, мягкий, как воск, — перечислил он достоинства корейцев, помял мундштук папиросы толстыми и, должно быть, жесткими губами, затем убежденно, вызывающе сказал: — И вовсе не нуждается в европейской
культуре.
— Не назову себя революционеркой, но я человек совершенно убежденный, что классовое государство изжило себя, бессильно и что дальнейшее его существование опасно для
культуры, грозит вырождением
народу, — вы все это знаете. Вы — что же?..
Первые годы жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу и
культуру тех немногих людей, которые мужественно и беззащитно поставили себя «между молотом и наковальней», между правительством бездарного потомка талантливой немецкой принцессы и безграмотным
народом, отупевшим в рабстве крепостного права.
— Отечество.
Народ.
Культура, слава, — слышал Клим. — Завоевания науки. Армия работников, создающих в борьбе с природой все более легкие условия жизни. Торжество гуманизма.