Как говорится на
языке религии, божество открыло ему то, что должно было стать содержанием новой веры.
Я выяснил, что, когда начинаешь говорить на
языке религии или древних культурных традиций, нередко в аудитории среди слушателей возникает раскол.
Распространению арабского языка способствовало и то, что он был
языком религии.
Так мы выражаем благодарность внешним знаком – подарком, который на
языке религии называется жертвой.
Языки формировались в разное время и могли иметь разные свойства (например, одни были в первую очередь
языками религии, другие имели и светское использование), но между ними было определённое сходство.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контратипирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Развитие национализма и становление на его основе наций проявляется в культуре, например в процессе вытеснения из политической жизни элитарного
языка религий (латыни или санскрита) народными, этническими языками, приобретающими статус государственных.
По мере того как шумерская цивилизация постепенно уступает место говорящим на семитском языке северянам-аккадцам, начиная с 2300 г. до н. э. шумерский язык всё больше становится
языком религии и эпической поэзии.
Это очень напоминало ритуалы древности, помогавшие переводить королевскую власть на
язык религии, но он ощутил, что старые концепции наполнились новыми смыслами.
В этом случае это был собственный язык национализма, не менее внятный, но отличный от
языка религии.
Постановка проблемы значения или смысла
языка религии означает для аналитической философии религии, по существу, постановку проблемы «смысла религии», поскольку сердцевину религии образуют верования, носящие форму высказываний.
Исследование
языка религии и эпистемологический анализ религиозного знания (прежде всего религиозных верований) образуют, повторим, определённый континуум в философии религии.
Так что давайте договоримся так: мы в наших разговорах будем пользоваться всем данным нам инструментарием – и тем, что предполагает практические, экспериментальные выводы, то есть язык науки, и тем, что предполагает форму притчи, чудесного парадокса –
язык религии, философии, который способен принести знания, не имеющие физической основы для анализа.
Определение проблемы смысла как ключевой при исследовании
языка религии создаёт возможности как для типологического, так и для исторического членения аналитической философии религии.
Эта тождественность всех религий доказывается символами, которые повторяются в каждой из них, ибо символы составляют общий
язык религий.
Кроме того, указание на отсутствие познавательного смысла в
языке религии зачастую воспринималось как свидетельство того, что религия во всё большей степени отодвигается на периферию культуры.
То, что на
языке религии называется „этим миром“, – это вселенная урезанного осознания, раз и навсегда выра-женная и окаменевшая в языке.
Поэтому всякий раз, когда мы говорим о справедливости, мы выражаемся на
языке религии.
Анализ
языка религии понимается, по сути, как исследование феномена религии в целом.
Поскольку основным средством философской атаки на религию стала определённая теория смысла
языка религии, то эти поиски велись именно в сфере проблематики смысла религиозного языка.
Но суть в том, что в обоих случаях
язык религии не был дымовой завесой для реальных (социально-экономических) мотивов; это было настоящeй религиозной идентичностью.
Только чистый
язык религии смог создать религию как мощнейший социальный институт и великую духовную силу; только чистый язык искусства создаёт мир искусства, художественную власть над миром; и только чистый, беспримесный язык науки создаёт науку, которая приобретает уже лидирующее положение в самой жизни.
Дисгармония духовной сферы на
языке религии называется «грехом»…
Чётко прослеживается тесная связь философского исследования
языка религии с общей лингвистической ориентацией современной философии.
На
языке религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы.
На
языке религии разделение на любую закрытую группу и чужаков становится разделением на правоверных и иноверцев.
Напомним, что рассмотрение лингвистической проблематики так или иначе центрируется на проблеме значения, или смысла
языка религии, а собственно эпистемологическая – на проблеме истинности религиозного знания, главным образом в форме верований.
Второй тип (а также второй этап истории) связывается с теми философскими подходами к
языку религии, которые формировались как реакция на поиски жёсткого смыслового критерия.
Несколько сложнее обстояло дело в христианском средневековом социуме с его футуристичным катастрофизмом, но и там цели социальных движений формировались на
языке религии, обходились ею, поворачивая её против сильных мира сего.
В её рамках происходило развитие особенной культуры с языком идишем, который использовался как язык общения, и языком ивритом, рассматривавшемся в качестве
языка религии евреев, делопроизводства и образования.
Но это не язык сердца, не язык любви, не
язык религии.
Поэтому всякая дисгармония понимается как «нарушенная духовность», что на
языке религии называется «грехом».
Ключевой проблемой аналитической философии религии стала проблема смысла
языка религии.
– Исследование проблематики значения, или смысла
языка религии, и в логическом, и в историческом плане во многом определили характер осмысления и собственно эпистемологической проблематики.
Проводя параллели между языком искусства и
языком религии, мы остановимся на таком аспекте художественно-эстетической и мистической реальности, как область невыразимого, а значит, и трансцендентального.
Первичный
язык религии – молитва, хвала и проповедь, а доктрина и опыт представляют собой вторичный язык.
Язык религии в широком смысле слова – это все языковые компоненты, используемые в религиозной теории и практике.
Положение, говорящее, что догмат –
язык религии (Sabatier), только отчасти верно; действительный язык религии – исповедание, молитва и дела, а догмат – язык вынужденный.
По
языку религия гораздо ближе к поэзии, чем к науке.
Характерной чертой современной философии религии является интенсивное изучение
языка религии.
Эта проблема в общем, а не только применительно к
языку религии заключается в указании критериев осмысленности языковых выражений, в выявлении соотношения осмысленного и бессмысленного, осмысленного и истинного или ложного.