На завершающем этапе войны
эпический жанр начинает соседствовать с другими, всё более активно возвращая экран к обобщающим, истоковым, во многом ещё довоенным настроениям.
Имеет смысл также сопоставить и картины
эпического жанра, на который опираются произведения о методах руководства крупномасштабными военными операциями.
Такова типология, исходные теоретические модели малых
эпических жанров.
Повесть, таким образом, в русской традиции определилась как средний
эпический жанр, колеблющийся между романом и рассказом.
Описанную систему теоретических
эпических жанров можно представить в виде следующей схемы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запестрить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Исходной характеристикой теоретических
эпических жанров оказывается объём.
Признак объёма, следовательно, не просто формален, но обусловливает внутренние, структурные свойства исходных
эпических жанров.
Очередной источник формирования
эпических жанров на границе – журналистика.
В области
эпических жанров сюда относится изучение завязки, хода действия, развязки, или, иначе, законов строения сюжета.
Особенно трудно различение
эпических жанров, которые иногда переходят один в другой.
Единственным большим
эпическим жанром остаётся роман.
Это нашло отражение в жанровом разнообразии произведений, от панегириков, иностранных книг и переводов до беллетристики: переделок
эпических жанров фольклора, «гишторий», «анекдотов», воспоминаний, записок, легенд.
Другие
эпические жанры можно определить уже как сложные: они выводятся из простых путём привлечения дополнительных признаков и оппозиций.
Изображение писателями и поэтами кавказской действительности привело к освоению новых художественных форм, к развитию важнейших
эпических жанров.
Далее наиболее важные феномены немецкой литературы XVIII в. будут рассмотрены в соответствии с динамикой трёх родовых и видовых форм литературы – поэтические (преимущественно лирические) жанры, проза (преимущественно
эпические жанры), драматургия.
Лишь сказка как теоретический жанр имеет свои жанровые разновидности, исторически сложившиеся ещё на фольклорной стадии, и перешедшие в литературу жанровые формы (именно поэтому мы и включаем её в систему литературных
эпических жанров, в отличие от легенды, былички, не получивших широкого распространения в индивидуальном творчестве).
Таким образом, ряд
эпических жанров на границах оказывается почти таким же длинным, как жанров «чистого» эпоса: автобиография, биография, мемуары разного объёма, дневник, эссе, очерк как малый жанр, очерк как большой жанр (романизированный очерк, очерк-роман?), фельетон.
Исследователь говорит о жанровой обусловленности выбора размера в народном творчестве: в
эпических жанрах используются строки длиной от 11 до 18 слогов, а «в ийнарах и любовной лирике количество слогов в строках колеблется от семи до одиннадцати» (стр. 6).
Ход и направление этой эволюции совершались под прямым влиянием вновь возникшего
эпического жанра – рыцарского романа.
Мифы, легенды, сказания и сказки относятся к
эпическим жанрам народного фольклора и являются произведениями искусства устного слова.
При этом
эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.).
Группа
эпических жанров характеризуется масштабностью повествования, силой обобщения.
Киноэпопея – монументальная форма
эпических жанров, где находят своё экранное воплощение переломные моменты истории и судьбы народа.
Киноповесть – средний по объёму
эпический жанр, охватывающий лишь часть эпизодов из жизни основного героя.
Приземление же прошло в лучших традициях
эпического жанра – прямо на одного из мародёров.
В русской литературе только одно произведение
эпического жанра поражает зрелостью юного автора – «Герой нашего времени».
По закону
эпического жанра на месте персонажей представлены собирательные образы с довольно прямолинейным символизмом.
К группе произведений фольклорной поэзии относятся:
эпический жанр баллады и лирические песни (которые подразделяются на песни, заимствованные у взрослых, песни – переделки взрослых песен и произведения различных подростковых коллективов).
Большинство малых
эпических жанров не имеют общепринятых жанровых разновидностей.
Но творчество не угасает: элегии, песни, баллады, затем большие
эпические жанры: поэмы, повести в стихах, многочисленные переводы.
Поэма – ещё один средний
эпический жанр, который можно определить как стихотворный повествовательный рассказ, стихотворную повесть («петербургская повесть» – жанровый подзаголовок пушкинского «Медного всадника»).
Полуфольклорный – полулитературный малый
эпический жанр, отличительные черты которого – предельный лаконизм, схематичность изображения действующих лиц, сосредоточенность на одной ситуации, которая переосмысливается и переоценивается посредством резкой смены точки зрения (остроумного поворота или пуанта).
Именно здесь мы с вами и находимся – на пересечении больших и средних
эпических жанров.