Однако высокая стоимость постройки ледоколов и значительные затраты на их эксплуатацию заставляли биржевые комитеты и
частных судовладельцев или пароходные компании приобретать более дешёвые и экономичные буксирно-спасательно-ледокольные (ледорезные) портовые пароходы.
Для вытеснения частника с водного транспорта и пресечения с его стороны вредительских действий, направленных на уничтожение флота, в сжатые сроки было предписано провести мероприятия по запрету всем организациям покупать и арендовать флот у
частных судовладельцев, усилить борьбу с фактами вредительства и непосредственной порчи судов, мобилизовать общественное мнение трудящихся масс.
Инициаторами образования «Товарищества» были беломорские и кольские (мурманские) промышленники, купцы,
частные судовладельцы, объединившие свои капиталы.
Частные судовладельцы тоже авантюру не жаловали.