Затем без малейшего промедления старый император ввёл специальный налог на всю
церковную собственность – чтобы облегчить бремя его собственных расходов на экспедицию – и начал собирать армию.
Безусловно, никакой критики не выдерживают те объяснения появления иконоборчества, которые во главу угла кладут мотив секуляризации императорами
церковной собственности.
Тем не менее когда большевики начали силой реквизировать
церковную собственность, они столкнулись с сопротивлением местных жителей, не желавших сдавать богослужебные предметы.
В целом можно констатировать, что, как правило, власти отказывали в возвращении конфискованной
церковной собственности, и такая позиция была популярна в народе, за исключением населения южных штатов.
Это, конечно, имело глубокие последствия в части законодательного обеспечения
церковной собственности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подкатчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для финансирования войны либералы внесли законопроект о конфискации части
церковной собственности, что встретило решительное сопротивление консерваторов.
Средневековым учёным важно было обосновать легитимность
церковной собственности и защитить её от посягательств монархов.
Из тюрем выпустили политзаключённых, начались конфискации земельных владений,
церковной собственности.
Протесты против попрания прав православной церкви касались скорее
церковной собственности, нежели конкретных духовных лиц или вопросов богослужения.
У большинства епископов содержались требования внесения таких изменений в государственные законы, которые бы охраняли
церковную собственность от секуляризации, поскольку печальный опыт XVIII века мог у нас повториться в любой момент.
Вопрос о
церковной собственности достаточно остро встал в начале XX в. в связи с участившимися случаями расхищения и распродаж предметов церковной старины.
Эти прелаты получали значительный доход от своей
церковной собственности (почти вся она была освобождена от налогов) и являлись чрезвычайно влиятельными фигурами.
Современная полемика о
церковной собственности демонстрирует один очевидный парадокс.
Когда священнослужители лишились возможности силой навязывать
церковную собственность на средства производства, капиталистическая революция начала быстро развиваться под действием движущей силы желания народа владеть собственностью.
Отчуждение
церковной собственности допускается не только 38-м апостольским правилом, которое запрещает лишь имущественные злоупотребления, но и рядом других канонов.
Однако смысл и судьба
церковной собственности могут быть поняты исключительно на основе соединения учения о целевом характере церковного имущества и его общинной принадлежности.
Но всё же стоит обратиться к истории
церковной собственности…
В дальнейшем судьба
церковной собственности во многом зависела от соотношения в истории трёх вышеперечисленных факторов – частного, общинного и епископского права в сфере церковного имущества.
Как мы видели выше, отчуждение
церковной собственности в полной мере допускалось каноническим правом.
Нельзя не заметить, что существующая в отношении
церковной собственности теория пожертвования стремится объяснить лишь правомочность претензий современных религиозных институтов на экспроприированное после октябрьского переворота церковное имущество.
Случилась накладочка и с
церковной собственностью.
К тому же имущество, обращаемое в
церковную собственность по дарению или завещанию, не освобождалось от куриальных обязательств перед городом и государством, которые нёс его бывший владелец.
В XVII в. параллельно с централизацией государственного управления происходит и централизация управления
церковной собственностью, замыкающаяся на личность царя и великого князя.
Она не учитывает ни сложности качественного состава
церковной собственности, ни её многоцелевого характера, ни фактора непосредственного правопреемства, ни роли и ответственности конкретных христиан, общин и институтов, связанных с пользованием и распоряжением этой собственностью.
Этому способствовали отмеченные выше социально-институциональные особенности европейского сообщества: развёртывание индустриализации, сопровождавшейся освоением ряда собственных нововведений и применением технических и технологических изобретений других, в том числе азиатских, народов; рост свободных городов, региональной и межстрановой торговли; секуляризация
церковной собственности, расширение практики огораживания.
В этих условиях на место «
церковной собственности», которую нужно возвращать, приходит «государственная собственность», которой учреждения культуры сегодня распоряжаются как общенародным достоянием.
Выручка от продажи
церковной собственности составила, по разным оценкам, от 15 до 50 % той, которую можно было получить в условиях устойчивой власти22.
Опять напирал на необходимости конфисковать
церковную собственность.
Лютер отвергал верховенство пап, монашество,
церковную собственность – что ж, германские и скандинавские дворяне с энтузиазмом приняли лютеранство, расхватали церковные земли.
Нестяжатели требовали отказаться от
церковной собственности, конфисковать церковные и монастырские земли, а священникам и монахам жить сугубо собственным трудом.
Так что в отношении экспроприации
церковной собственности была занята вполне социалистическая позиция.
Таким образом, «священное право собственности» стало универсальным после того, как
церковная собственность и общинная земля потеряли особый статус.
Во время революции это обстоятельство причинило много бед; лицемерные попы перенесли этот термин на всю
церковную собственность, и когда стали секвестрировать церковные имущества, они подняли крик, что у бедняков отнимают их достояние.
В пояснительной записке подчёркивалось, что
церковная собственность не похожа на обыкновенную частную собственность, что государство смело может ею овладеть и что эта мера «согласуется с суровым уважением к собственности».
Особенно греков возмущал наплыв алчных латинских священников: мало того, что они забрали всю
церковную собственность, так ещё и старались убрать традиционную православную литургию и заменить её римскими обрядами.
Конфискация
церковной собственности, в том числе земли и банковских счетов, лишала храмовых священников не только денежного содержания, но и возможности поддержания зданий в должном состоянии.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс обращения
церковной собственности в светскую; освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.
Московские самодержцы оставляли за собой право верховного контроля над
церковной собственностью (особенно при смене настоятеля), но без особой нужды не контролировали повседневные траты монастырей.
– Да. Это было связано с хищением
церковной собственности, но не хотелось бы вдаваться в подробности.
Чтобы запугать покушающихся на
церковную собственность, церковь очеловечивает дьявола.
Но против
церковной собственности он никогда не выступал!