Недостаток теории гражданского общества у английских и
французских материалистов проявлялся в непонимании его зависимости от развития способов производства.
В борьбе с идеалистическими представлениями большую положительную роль сыграли
французские материалисты XVIII в.
Это и есть рождение позитивистской установки, которое
французские материалисты окончательно оформили как идеологию.
Душевная жизнь, с точки зрения
французских материалистов, зависит от воздействия не только физических причин, но и детерминируется социальными (Ярошевский, 1985).
Важным моментом в онтологических взглядах
французских материалистов было учение об универсальной причинной обусловленности в природе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тектонист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Французские материалисты утверждали вечность природы, её несотворенность.
То, что тогда многими объяснялось случайностью,
французские материалисты объясняли незнанием причины.
Человека в целом
французские материалисты рассматривали как произведение природы, обусловленное её законами.
Французские материалисты ставили задачу преодоления дуалистической трактовки человека, они пытались объяснить такое явление, как душа.
Но прежний социализм был так же несовместим с этим материалистическим пониманием истории, как несовместимо было с диалектикой и с новейшим естествознанием понимание природы
французскими материалистами.
Чтобы не далеко ходить за примерами, укажем хоть на
французских материалистов конца прошлого века.
Теория
французских материалистов, рассматривающая человека как «социальный атом», а общество лишь как «собрание отдельных лиц» проявила свою «историческую революционность» лишь в относительном преодолении в определённых кругах религиозного воззрения на историю.
Основу всех процессов природы в понимании
французских материалистов составляет материя с присущим ей свойством движения, которое в основном понималось механически.
Он не разделяет ни атеистических воззрений
французских материалистов XVIII в., отвергавших бога и божественное начало («Не могут духи просвещённы, / От света своего рожденны, / Исследовать своих судеб…»), ни догм христианской религии, внушавшей, что человек в сравнении с «высшим существом» – «ничто», «раб божий».
Значительное внимание категории «интерес» было уделено
французскими материалистами XVIII века.
Согласно учению
французских материалистов, природа есть причина всего, она существует сама по себе, будет существовать и действовать вечно; она есть своя собственная причина.
Истину
французские материалисты понимали как соответствие представлений о вещах самим вещам.
В теории познания
французские материалисты продолжали концепцию сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания.
Вместо «протяжённости», как уже отмечено, с подачи
французских материалистов стала фигурировать «материя».
Обоснование у английских и
французских материалистов связи психологии с физиологией и выявление роли ощущений создаёт предпосылки для превращения психофизиологических исследований органов чувств первой половины XIX в. в исходную базу психологической науки.
Если для материалистов XVII века главной научной опорой материалистической мысли были механика и астрономия, то для
французских материалистов наряду с механикой такой опорой становятся также медицина, физиология, биология и зарождающаяся химия.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека
французские материалисты конца XVIII века.
Философские взгляды
французских материалистов XVIII века.