Наблюдательному человеку они могли показать, что молодёжь не та, что была раньше, что даже та среда, которая оказалась способна на риск, откликнулась только на призыв к студенческой солидарности, а никакой «политики» не хотела и не шла дальше чисто
университетских вопросов.
Сквозь эту призму проходят лучи мысли, направленные на освещение
университетского вопроса; в ней они преломляются и отклоняются в сторону от существа дела.
Кроме того, «
университетский вопрос» в первую очередь затрагивал именно юристов, поскольку преподавание права в российских университетах, по мнению тогдашних реформаторов, имело наиболее консервативный («классический») характер: оно отличалось чрезмерным обилием лекций общетеоретического характера (причём лекторы нередко позволяли себе выходить за рамки излагаемого предмета, обращаясь к общественным устремлениям и нравственным убеждениям своих слушателей) и явным недостатком «семинариев» практической направленности, на которых будущих юристов следовало бы обучать составлению различных документов (или, как сейчас сказали бы, «организации договорной работы»), знакомить с канцелярской работой, а также разбирать составленные ими конспекты учебников и выслушивать зазубренные законоположения.
Если эти общие наблюдения верны, то правильное и прочное решение
университетского вопроса должно совершиться в смысле развития его просветительных задач и самодеятельности, и в то же время – укрепления его внутренней организации.
Именно поэтому образовательный,
университетский вопрос приобрёл государственное и политическое значение.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: овилан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ясно выраженное в них стремление к улучшению преподавания и воспитания университетской молодёжи, а не к перемене вывесок по зарубежным образцам на фоне постоянной «оптимизации бюджетного финансирования» стандартных и безликих «образовательных услуг» кардинально отличает состоявшуюся более 100 лет тому назад дискуссию по «
университетскому вопросу» от современных отечественных реформ высшей школы, давно оставивших на обочине вопросы методики и содержания университетского образования.
Они расходились даже в самом
университетском вопросе.
Постоянное памятование о ней необходимо для уразумения наших дальнейших рассуждений и положений о «квинтэссенции
университетского вопроса», а может быть, и для уразумения квинтэссенции университетского вопроса просто (таково наше убеждение).
У меня кончились всякие сомнения по поводу
университетского вопроса: выход из университета был предрешён.
Мы только считали нужным подчеркнуть, напомнить, привести к более ясному осознанию эту само собою разумеющуюся и несомненную истину ввиду того, что она не занимает подобающего места в теперешнем направлении мысли по
университетскому вопросу.
Отсюда видно, сколь ошибочно было бы думать, что
университетский вопрос есть только частица школьного вопроса, а именно та сравнительно незначительная доля школьного вопроса, которая относится к одному из видов «высших учебных заведений» – к ничтожному проценту существующих школ вообще и даже к незначительной сравнительно части одних «высших учебных заведений».
Этот повод для рассуждений определяет и направление течения мысли об
университетском вопросе.
Ясности постановки
университетского вопроса и уяснению пути рационального решения его мешала и мешает до сих пор, между прочим, созданная обстоятельствами теснейшая связь его с вопросом о студенческих беспорядках.
Тревожная постановка
университетского вопроса для общества – всё равно, что диагноз порока сердца для больного.
Вообще
университетский вопрос – тема, к которой отечественные философы обращались довольно редко.
Нельзя не признать национальным несчастьем, что до сих пор мы стоим перед «
университетским вопросом»; что несмотря на пять попыток в течение ста лет определить постановку высшего образования в стране, несмотря на уставы 1804-го и 1835 годов, изменения 1849-го, уставы 1863-го и 1884 годов, опять становится необходимым пересмотр самих основ университетского быта.
Другой вопрос, желательно ли воплощение в будущем университетском строе именно тех предложений и соображений специального и технического, так сказать, характера, которые составляют главное содержание теперешней официальной и неофициальной «литературы»
университетского вопроса.
Такой вопрос приходится ставить потому, что теперешняя литература по
университетскому вопросу не исходит из правильных и ясных представлений о существе и задачах университета.
Начавшиеся в 60-х гг. студенческие беспорядки, нараставшие из десятилетия в десятилетие оппозиционные настроения среди молодёжи усиливали внимание правительства к
университетскому вопросу, заставляли изыскивать новые пути влияния на студентов, чтобы превратить их в послушных исполнителей самодержавной воли.
Ассоциация собралась на своё первое заседание для обсуждения
университетского вопроса, но тогда не смогла ничего решить.
И причиной столь странного отношения к происходящему был уже не только
университетский вопрос.
Напротив, в
университетском вопросе заключается кроме этой частицы школьного вопроса ещё кое-что – и кое-что немалое!
Но некоторые читатели, имевшие терпение читать наши рассуждения до сего места, пожалуй, дальнейших наших статей вообще читать не станут, так как они уже разочарованы в надежде узнать из них что- либо путное по
университетскому вопросу.
То есть в данном случае речь идёт о явной политизации
университетского вопроса и смещении его от чисто студенческих интересов к вопросам политическим и национальным.