Мы хорошо знали, что если ты рисовал нечто вне установленных рамок, то практически мог выручить сумму, чуть большую
стоимости холста и красок.
Я не могу, например, выразить
стоимость холста в холсте.
Если пять аршин холста обмениваются на два кувшина вина, то можно сказать, что меновая
стоимость холста, выраженная через стоимость вина, соотносится как пять аршин к двум кувшинам.
Каждый товар: сюртук, чай, пшеница, железо и т. д., в выражении
стоимости холста выступает в качестве эквивалента и потому в качестве стоимостного тела.
Так, например, сюртук в относительном выражении
стоимости холста обладает эквивалентной формой, или формой непосредственной обмениваемости, только по отношению к этому единичному товару, холсту.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сломка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наоборот, если рабочее время, необходимое для производства холста, уменьшится наполовину, например, вследствие усовершенствования ткацких станков, то и
стоимость холста упадёт наполовину.
Пусть
стоимость холста остаётся постоянной, в то время как стоимость сюртука изменяется.
Поэтому в силу своей формы
стоимости холст вступает теперь в общественное отношение не с одним только товаром другого вида, а со всем товарным миром.
Недостаточно, однако, выразить специфический характер того труда, из которого состоит
стоимость холста.
Каждое другое товарное тело становится зеркалом
стоимости холста.
Стоимость холста остаётся одинаковой по своей величине независимо от того, выражается ли она в сюртуке, кофе, железе и т. д., – в бесконечно разнообразных товарах, принадлежащих самым различным владельцам.
Для того чтобы
стоимость холста была выражена как сгусток человеческого труда, она должна быть выражена как особая «предметность», которая вещно отлична от самого холста и в то же время обща ему и другому товару.
Следовательно,
стоимость холста может быть выражена лишь относительно, т. е. в другом товаре.
Например, чтобы выразить, что ткачество не в своей конкретной форме создаёт
стоимость холста, а в своём всеобщем качестве человеческого труда, – ткачеству противопоставляется портняжество, конкретный труд, создающий эквивалент холста, как наглядная форма осуществления абстрактно человеческого труда.
Относительная форма
стоимости холста предполагает поэтому, что какой-нибудь иной товар противостоит ему в эквивалентной форме.
Да, создание самого пара, или электричества, требует затрат человеческой рабочей силы, которая затем станет частью
стоимости холста, но если мы для упрощения опустим этот момент, то сказанное будет верно: холст, произведённый на станке будет обладать стоимостью 4 часа.
Так как товар вида сюртук играет здесь роль эквивалента и потребительная стоимость сюртук противостоит холсту как стоимостной плоти, то достаточно определённого количества сюртуков, чтобы выразить определённую величину
стоимости холста.
Так, вместо уравнения 20 аршин холста =1 сюртуку может получиться уравнение 20 аршин холста=2 сюртукам или потому, что
стоимость холста удваивается, или потому, что стоимость сюртука падает наполовину; с другой стороны, уравнение 20 аршин холста = 1/2 сюртука получается вместо того же первоначального уравнения или потому, что стоимость холста падает наполовину, или потому, что стоимость сюртука повышается вдвое.
Она зависит, поскольку дана величина
стоимости холста, от величины стоимости сюртуков.
Только
стоимость холста находит себе выражение.
Пусть
стоимость холста изменяется, в то время как стоимость сюртука остаётся постоянной.