Трудно переоценить значение поднятой темы: впервые перед окончанием
синодального периода истории церкви зазвучали голоса священников, обеспокоенных социальным развитием страны и странной ситуацией с церковью.
Его имя и труды ещё в
синодальный период привлекали к себе внимание отдельных специалистов.
На этом фоне общего упадка особенно ярко высвечиваются фигуры святых
синодального периода.
Вплоть до конца
синодального периода «Духовный регламент» официально сохранял силу.
В период
синодального периода епархиальное управление строилось следующим образом: епархиальный архиерей (иногда с одним или несколькими викариями), духовная консистория как орган управления и суда, училищный совет по делам церковноприходских школ, духовные заведения, благочинные благочиний, различные благотворительные и просветительские учреждения, епархиальные съезды духовенства, монастыри, храмы, собор и архиерейский дом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сисоп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При решении вопроса о строительстве нового храма в
синодальный период рассматривалось наличие средств на содержание духовенства.
Это сознание воодушевляет её и заставляет забыть обо всех внешних привилегиях прошлого
синодального периода, когда лучшие русские иерархи и высоко культурные члены церкви непрестанно воздыхали в тяжких объятиях государственного плена и чувствовали себя очень смущёнными под ударами злой критики римско-католиков, упрекавших их в предательстве свободы церкви.
Отчасти это проблема объективная: сохранность личных фондов духовенства
синодального периода, особенно приходского, сельского духовенства, невысока даже в сравнении с дворянством.
Интерес к последней предполагает реконструкцию уникальной субкультуры
синодального периода, историю закрытого сословия «бурсаков» и «левитов».
Особенности стиля, там, где они есть, определяют церковный обиход
синодального периода и сословная субкультура духовенства: использование, аналогично французскому в дворянской автобиографике, латыни; противопоставленная, наоборот, дворянству, «разночинская» манера; намеренно патриархальный, архаизированный язык, использующий многочисленные библейские образы и отсылки к церковному бытию.
При этом в
синодальный период широко применялись как различные поощрительные, так и репрессивные меры при обращении инородцев в православие.
Подобный формализм – одно из самых трагичных последствий
синодального периода, превращавших таинство исповеди в подневольный «отчёт о грехах».
Причиной тому, вероятно, служило в первую очередь происхождение автора – выходца из духовного сословия, и непопулярность и сложность тем, связанных с церковью и духовенством в конце
синодального периода и в начале периода формирования отношений атеистического государства с церковью.