Как было сказано,
семиотика культуры изучает знаки прежде всего в их коммуникативной, а не познавательной функции.
Закономерным стало введение в классификационный перечень дисциплин, необходимых для подготовки философов и культурологов
семиотики культуры и лингвистики.
Особый раздел, безусловно, должен быть посвящён
семиотике культуры.
Наконец, отечественная школа
семиотики культуры, чьё воздействие признают важнейшие представители нового историзма, отказывается и от упрощённой веры в эстетическую автономию литературы, и – в полемике с официальным марксизмом – от подхода к ней как типическому отражению заданной социальной реальности.
Этическая и эстетическая задачи
семиотики культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: реченный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта, более конкретная, часть
семиотики культуры расчленяется на отдельные ветви: семиотику мифа, семиотику религии, семиотику искусства, семиотику науки, семиотику социального поведения, семиотику предметной среды и т. п.
Тем не менее все названные разветвления
семиотики культуры будут оставаться в сфере семиологии в той мере, в какой они не сводятся к семиографии конкретных знаков, символов и построенных из них конструкций, а формулируют общие принципы использования знаковых средств в своей области и позволяют её семиологически переосмыслить.
Как одна из областей
семиотики культуры могла бы трактоваться и «антропоморфная семиотика природы», изучающая семиотические средства, используемые человеком при интерпретации природных явлений как текстов, несущих определённые культурные смыслы.
При этом знаковые системы, изучаемые
семиотикой культуры, во-первых, предстанут уже в несколько ином ракурсе, а во-вторых, они могут быть сопоставлены с рядом систем сигнально-индексального типа, которые возникают в природе, но включаются затем в семиосферу культуры и подвергаются в ней определённым трансформациям.
Методом проникновения в антропологические механизмы истории и культуры – истории как культуры – сделалась
семиотика культуры, а её объектом – реалии материально-пространственной среды и бытовой повседневности, окружавшие человека.
Семиотика культуры позволяет рассматривать каждое явление общественной и культурно-исторической сферы в его объективно данной материальной форме, пластической, словесной, музыкальной, и обнаруживать в его содержании те исторические, но одновременно и экзистенциальные смыслы, что раскрываются навстречу пережитому опыту.
Распознание и интерпретация визуальной фигуры-знака – интеллектуальная задача, изучением которой в ХX веке занимались сначала гештальтпсихология, а затем
семиотика культуры, формировавшаяся – особенно во французской традиции – как наука о критическом чтении знаков.
Но, как было сказано в главе 1,
семиотика культуры изучает не познавательные, а коммуникативные знаки, специально предназначенные для передачи смысла; лишь такие «настоящие» знаки, удовлетворяющие не только условию причинно-следственной связи означающего и означаемого, но и дополнительному условию преднамеренности, мы будем в дальнейшем называть знаками-индексами, отличая их от признаков, функционирующих вне преднамеренной коммуникации.