Разработка этой проблемы оказалась одной из продуктивных возможностей на пути преодоления
психофизического параллелизма.
На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого
психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: не зависимо друг от друга, но совместно.
Решение психофизической проблемы в духе
психофизического параллелизма, расчленение мира психических и мира физических явлений на две самостоятельные, независимые друг от друга области привело к идее о том, что существует не одна, а две психологии – «объяснительная» и «описательная».
В то время как
психофизический параллелизм обязателен, ноопсихический антагонизм факультативен: он всегда является лишь возможностью, просто возможностью – однако той возможностью, к которой всегда можно обратиться: всегда нужно призывать «упрямство духа», как я его назвал, против психофизического, которое только кажется могущественным.
Теория
психофизического параллелизма совершает двойную ошибку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оводовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Джемс назвал эту разновидность
психофизического параллелизма теорией автоматизма.
Несостоятельность этой локализационной теории, являющейся конкретной реализацией
психофизического параллелизма, доказывается всеми современными данными научного экспериментального и клинического исследования.
Перенесение
психофизического параллелизма с событий на покоящиеся состояния и на пространственный порядок материальных частиц в мозгу неуместно; статическому физиологически бессознательному не соответствует никакой психический коррелят.
Теория
психофизического параллелизма утверждает, что психическое и физическое составляют два ряда явлений, которые, с одной стороны, звено за звеном соответствуют друг другу и вместе с тем, как параллельные линии, никогда не пересекаются, т. е. не сплетаются и не воздействуют реально друг на друга.
Учение о
психофизическом параллелизме соединялось с различными философскими концепциями – начиная от метафизического идеализма (панпсихизм – учение о всеобщем одушевлении) и кончая механистическим материализмом (эпифеноменализм – сознание как нереальное сопутствующее явление).
Однако остаётся проблема
психофизического параллелизма, т. е. в каком соотношении находятся психическое и физическое (физиологическое).
Однако, оставаясь сторонником
психофизического параллелизма, многие считают физиономистов шарлатанами, как это было и с исследователями в области гипноза.
Таким образом, он выступил против общепринятого в современной ему психиатрии
психофизического параллелизма, утверждавшего существование определённых связей между физическими явлениями и психическими фактами и рассматривавшего личность с точки зрения психического автоматизма.
Она считала, что её «я» заключено в мозгу, причём буквально, даже без всяких намёков на современные варианты
психофизического параллелизма и т. д., не говоря уж об ином.
Борьба сторонников теории взаимодействия против превращения сознания человека в лишённый действенного значения «эпифеномен», к которому приходит теория
психофизического параллелизма, в принципе могла бы быть вполне правомерной, но на основе дуалистических предпосылок теории взаимодействия она приводит к совершенно неправомерному представлению о том, будто психические силы извне воздействуют на течение физиологических процессов.
Её представляет теория
психофизического параллелизма.