Как уже говорилось выше, выполнить единый анализ для компании, работающей с несколькими
продуктовыми группами и/или на нескольких рынках, невозможно.
На третьем шаге задача заключается в том, чтобы определить перечень предприятий, которые работают на целевом рынке с заданной
продуктовой группой.
Правильное определение
продуктовой группы, для которой будет выполняться инструмент, является важнейшим обстоятельством, которое предопределит его ценность для практического применения в вашем бизнесе.
Поскольку маркетинг всегда направлен на конкретную целевую группу, то число возможных комбинаций будет зависеть от числа
продуктовых групп предприятия и целевых групп на рынке.
Под рынком в стратегическом менеджменте понимается совокупность всех клиентов, приобретающих
продуктовую группу на конкретной географической территории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: строчкогонство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У небольшой
продуктовой группы из 30 человек нет ни времени, ни сил заниматься чем-то подобным.
Если же с точки зрения клиента продукты не могут являться альтернативой друг другу, очевидно, что они входят в разные
продуктовые группы.
Иными словами, все
продуктовые группы компании и рынки, на которых она работает, рассматриваются в комплексе, поэтому анализ и прогнозирование проводятся тоже комплексно.
Под
продуктовой группой в целях обсуждения MVC-1 мы понимаем совокупность продуктов, которые обладают схожими родовыми признаками.
Внедрение принципов скрама или бережливого подхода в очень больших
продуктовых группах неизбежно ведёт к такой высокоуровневой организационной трансформации.
Если клиент рассматривает различные разновидности продукта как возможные альтернативы при покупке – вероятнее всего, они входят в одну
продуктовую группу.
Особенно часто это встречается в крупных
продуктовых группах.
Определившись с
продуктовой группой, следует определиться с целевым рынком.
Разумеется, при принятии решения о включении продуктов в общую
продуктовую группу, помимо наблюдения за клиентами, следует придерживаться и здравого смысла.
Если клиент мечется в сомнениях, решая, купить сейчас новый автомобиль или же вместо этого поехать в долгожданный отпуск, очевидно, что речь идёт о разных
продуктовых группах.
Наряду с инструментами мышления и организации для успешной работы большой, распределённой и офшорной
продуктовой группы требуются инструменты действия – конкретные практики разработки.
В качестве
продуктовой группы для MVC-1 в нашем примере была взята офисная мебель.
Объединение тумб со столами в общую
продуктовую группу было вызвано тем, что обычно столы редко покупают отдельно от тумб, равно как и тумбы без столов почти не пользуются спросом.
Нормальная новость состоит в том, что вторую и/или третью характеристику вашего рынка вам предстоит определить самостоятельно, т. е. каждая
продуктовая группа и рынок подразумевают свои индивидуальные характеристики и переменные.
Так как некоторые компании работают с товарами, а некоторые – с услугами, общим термином, который мы будем использовать для объединения этих двух понятий, будет термин «продукт» или «
продуктовая группа».
Далее
продуктовая группа будет именоваться продуктом.
В каждой из этих историй я старался показать, что вроде бы невинное сегментирование бизнеса по
продуктовым группам, которое я продолжал называть «базисом» с упорством, возможно, достойным иного применения, может привести к потерям в сотни миллионов долларов.
Сформулируем тезис: моделирование, анализ и прогнозирование рынка, а также бизнес-моделирование представляют собой независимую работу с каждым из имеющихся у компании сочетаний «
продуктовая группа (или бренд) – целевой рынок» в границах определённого горизонта планирования.
Эту работу следует выполнять поэтапно, анализируя каждое сочетание «
продуктовая группа – целевой рынок» по отдельности.
Она позволяет увидеть картину бизнеса целиком (в контексте выбранных
продуктовых групп и кластеров) и сделать выводы о том, насколько жизнеспособны текущие бизнес-модели предприятия и конкурентов в прогнозируемом году, какие объёмы продаж и доли в кластерах они принесут.
Следовательно, моделирование и прогнозирование рынка, бизнес-моделирование и прогнозирование эффективности бизнес-модели компании начинается с правильного определения
продуктовых групп и рынков, с которыми работает предприятие.
Последний тезис заключает в себе некоторую сложность: как понять, насколько продукты должны быть схожи, чтобы соответствовать понятию «одна
продуктовая группа».
Всё это примеры
продуктовых групп.
Как консультант и коуч в области менеджмента и разработки работает с крупными и офшорными
продуктовыми группами, помогая им с внедрением гибких и бережливых методологий разработки преимущественно с акцентом на встраиваемых системах.
Определяем
продуктовую группу (совокупность товаров или услуг, объединённых однородными признаками) и целевой рынок (географическую территорию).
Холодные тона в оформлении торговых залов и упаковки (белый, серый, холодный розовый, синий) снижают продажи товаров
продуктовой группы в целом, но способны увеличить количество импульсивных покупок в отделе замороженных продуктов (благодаря иллюзии свежести и чистоты).
В этой ситуации при разработке стратегии управленцы оперируют моделями, анализами и прогнозами для каждого сочетания «
продуктовая группа – рынок».
Для наших целей эти понятия (продукт и
продуктовая группа) идентичны.
Попробуйте… увидеть (и услышать) случаи локальной оптимизации; это бич больших
продуктовых групп.
Для глубокого и тщательного анализа нужно придерживаться следующего алгоритма: сначала сделать анализ каждой
продуктовой группы на каждом рынке (3 × 3 = 9 результатов) и лишь затем свести полученные данные в единый массив по всему предприятию.
Можно смело утверждать, что в рамках стратегического менеджмента единственно верным является подход, при котором сначала проводится моделирование, анализ и прогнозирование для каждого сочетания
продуктовой группы и рынка, на котором она представлена, и лишь затем результаты обобщаются и выводятся на уровень предприятия.
Наша ключевая рекомендация: проработав много лет с большими, распределёнными и офшорными (удалёнными)
продуктовыми группами, мы проанализировали наш опыт и сделали следующий вывод: не работайте с такими группами!
Таково наше определение «большой»
продуктовой группы, основанное на фундаментальном критерии: нашей ограниченной памяти.
У людей разные шкалы того, что значит «большая»
продуктовая группа.
Такое решение касается изменения в таком аспекте, как соотношение отдельных
продуктовых групп.
Для этого применяются различные техники консолидации и агрегирования потребностей – суммирование по периодам (годам, кварталам, месяцам),
продуктовым группам, единицам хранения (паллетам, упаковкам), поставщикам, географии.
Таким образом, различные
продуктовые группы общего решения могут создаваться независимыми командами, в том числе с территориально распределённой структурой.
– А кто сказал, что не считаются? Чипсы – это основная
продуктовая группа, они достойны уважения!
Организация, использующая назначение менеджеров по
продуктовым группам, ответственных за работу по поиску идей.
Торговому предприятию не стоит иметь слишком высокую долю конкретной марки в общем объёме реализации по
продуктовой группе, поскольку при такой доле реально попасть в зависимость от товаропроизводителя.
Но следует заметить, что для тех
продуктовых групп (или товаров), спрос на которые достаточно активен, гармоничность ассортимента не является обязательной.
Этой компанией осуществилось назначение менеджеров по инновационным товарам, подчиняющихся управляющим по
продуктовым группам.
Принятие решений в отношении ассортимента предусматривает рассмотрение степени близости между продуктами разных
продуктовых групп, требований покупателей, наличия конкурентов.
Это такие виды организации как: организация, использующая назначение менеджеров по
продуктовым группам, ответственных за работу по поиску идей; организация, предусматривающая назначение менеджеров непосредственно по инновационным продуктам; организация, предполагающая создание и функционирование советов по новым товарам; организация, предусматривающая создание отделов новых товаров; организация, предполагающая создание венчурных групп по новым товарам.
Также у компании появляется возможность управлять ассортиментом предлагаемой продукции, например выделяя для продажи отдельной ассортиментной или
продуктовой группы товаров отдельного менеджера.