Отечественные психологи, изучая причины
проблемного поведения детей, выявили, что в основе отрицательных аффективных переживаний лежит неудовлетворение каких-либо жизненно важных потребностей.
Стала ясна циркулярная последовательность и ключевые события, запускающие
проблемное поведение.
Будь это правдой, действительно мало кто из нас решился бы поселить в доме собаку, а уж тем более усыновлять взрослых псов или псов с заведомо
проблемным поведением.
Два года родители «боролись» с
проблемным поведением дочери – проведением ею времени в «дурной компании» подростков.
Я работаю с
проблемным поведением собак с 2015 года.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: амбулакральный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обучение редко обходится без откатов назад, и вы должны быть готовы к этому: случается так, что ребёнок на время как будто теряет полученный навык и
проблемное поведение возобновляется.
Общая тема, озвученная читателями и участниками семинаров, заключалась в следующем: как только они развеяли старые мифы и стали рассматривать
проблемное поведение в ином свете, они ясно увидели – то, что их интуиция говорила им всё это время, было правильным; и они получили подтверждение своим эмоциям.
Следует также отметить важную особенность: после двух лет занятий классы в таких школах были лучше организованы, наблюдалось уменьшение
проблемного поведения среди учеников.
Во-вторых, считалось, что опыт в изоляторе будет негативным и заставит человека изменить
проблемное поведение.
И тем не менее дети не доверяют нам и демонстрируют всё более
проблемное поведение в классе.
У многих учителей 30 и больше учеников в классе, некоторые из них отличаются
проблемным поведением.
Представьте себе, что ребёнок ощущает с вами связь и вам нужно исправить какой-то эпизод
проблемного поведения.
Со временем я пришла к новому пониманию
проблемного поведения, весьма далёкому от тех узких взглядов, которые нам прививали на студенческой скамье.
В своей клинической практике я обнаружила, что устойчивое
проблемное поведение редко обусловлено намеренным, сознательным неповиновением, избеганием или попытками манипулирования.
Поддерживают ли они желательное поведение ребёнка с целью сокращения интенсивности и частоты появления
проблемного поведения?
Кроме того, дети, как правило, демонстрируют
проблемное поведение не в вакууме.
В связи с тем, что часто
проблемное поведение характерно для тревожных детей, наша способность создавать эмоциональную безопасность даже в трудных ситуациях разряжает напряжение в классе.
Иными словами, положительные подкрепления или отрицательные последствия повышают уступчивость и снижают частоту
проблемного поведения.
Я вновь вынуждена писать, что в данной книге не будет рассматриваться
проблемное поведение, хотя многие рекомендации будут подходить собакам с подобными расстройствами.
Часто клиенты, лучше других знакомые с собой, подмечали модели
проблемного поведения и даже могли представить чёткий путь, ведущий к изменениям.
Те способы, которые мы выбираем, чтобы справиться с
проблемным поведением учеников, зачастую портят отношения и ещё сильнее усугубляют проблему.
Если ученики почувствуют, что мы боимся таких ситуаций, они ощутят тревогу, и
проблемное поведение усилится.
Я вспоминаю все трудные школы, где мне доводилось работать, и размышляю, как подобный опыт мог бы изменить к лучшему
проблемное поведение детей.
Такой подход, скорее всего, лишь усугубит
проблемное поведение.
Интерпретация
проблемного поведения как адаптивной реакции, а не целенаправленного непослушания заставила меня изменить почти все мои прежние представления о том, как следует помогать детям и их родителям.
В трёх разделах книги показано, как выявить первопричины и триггеры
проблемного поведения каждого ребёнка.
В третьей части речь пойдёт о специфических состояниях, при которых
проблемное поведение встречается особенно часто.
Эти высокие цифры свидетельствуют о фундаментальном непонимании первопричин детского
проблемного поведения и методов борьбы с ним, а также о сохраняющемся влиянии расовых предрассудков на процесс его выявления.
Как мы увидим далее, пытаясь устранить
проблемное поведение, мы зачастую устанавливаем либо слишком высокую, либо слишком низкую планку.
Одна из причин, почему устоявшееся
проблемное поведение так трудно поддаётся коррекции, заключается в том, что зачастую мы неправильно определяем его цель.
Мы действительно придаём большое значение чёткому определению
проблемного поведения – что это такое, кем и каким образом оно рассматривается как проблема.
Мы также придаём большое значение функционированию и устойчивости
проблемного поведения.
Системный терапевт, конечно, не отбросит эту гипотезу, но захочет исследовать
проблемное поведение ребёнка, опираясь на взаимосвязанность всех членов семьи и отношений между ними.
Лучше постарайтесь понять, что именно
проблемное поведение говорит вам о внутренних переживаниях вашего ребёнка.
Когда
проблемное поведение прекратится само собой, это будет означать, что мы помогли её платформе.
Проблемное поведение зачастую является тем знаком, который поможет определить, в чём ваша проблема и как внедрить в жизнь новые способы поведения, которые изменят мысли и эмоции.
Контроль может привести к формированию
проблемного поведения – например, инфантилизма, безответственности и негативных эмоций.
Риск оказаться в изоляторе сдерживал
проблемное поведение – для большинства людей.
Что меня поразило с самого начала, так это сходство
проблемного поведения детей, которые действительно пережили сильный стресс, и детей, которые, казалось, находились далеко от военных действий.
Происходит бесконечная вереница ошибочных реакций на
проблемное поведение подростка.
Здесь вы познакомитесь с причинами
проблемного поведения ребёнка и узнаете, как действовать, чтобы изменить его.
Разбираться подробнее в причинах нежелательного поведения ребёнка мы будем позже, а пока рассмотрим часто встречающиеся формы
проблемного поведения детей.
Бо́льшая часть
проблемного поведения у детей вызвана фрустрацией или тревогой, и для того чтобы научить ребёнка заменять словами удары, пинки, тычки и крики, мы должны дать ему возможность связать свои импульсы с названиями чувств.
Людям вокруг не нравится
проблемное поведение.
Я сталкивалась с разным
проблемным поведением ребёнка – неумением общаться с другими, робостью, закомплексованностью, повышенной тревожностью.
Сопротивление может проявляться и в так называемом
проблемном поведении: молчании и пассивности, в стремлении давать советы другим участникам, утешать их, в монополистическом поведении, в зависимом поведении, в демонстрации своего морального превосходства, в задавании вопросов, «интеллектуализации», поисках «козла отпущения» и т. п.
Так принято называть самый распространённый вид
проблемного поведения ребёнка. В чём его суть?
Думаю, правильно будет сказать, что события, которые большинство из нас воспринимает как стрессовые: жёсткие сроки, конфликты, споры, кризисы,
проблемное поведение окружающих и т. д. – вполне комфортно переносятся представителями восьмого типа.
Основным фактором, запускающим и интенсифицирующим стресс, является высокий уровень
проблемного поведения ребёнка, причём уровень родительского стресса не коррелирует с интеллектуальными способностями ребёнка.
Как отстранение, вызываемое усталостью родителей, так и агрессия, эти эффекты хронического стресса, в свою очередь, катализируют
проблемное поведение ребёнка.