В то же время не все компоненты модели предпринимательского события обязательно должны проявляться на высоком уровне, чтобы привести к
предпринимательским намерениям.
В результате проведённого анализа определены три подхода к исследованию
предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный.
Следует отметить, что учитывался не только тематический, но и временной аспект исследований
предпринимательских намерений студентов.
Как отмечается в [Tegtmeier, 2012], все компоненты теории запланированного поведения положительно связаны с
предпринимательскими намерениями студентов.
За моделями
предпринимательских намерений последовала концептуализация предпринимательских намерений студентов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скоромник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Представлены результаты теоретической и эмпирической оценки связи между обучением предпринимательству и
предпринимательскими намерениями студентов из разных стран, а также анализируется роль национальных культурных характеристик в данном процессе.
Модели
предпринимательских намерений не являются универсальными для всех стран, поэтому при анализе предпринимательского поведения важно учитывать различные контекстуальные факторы.
В целом характеристики национальной культуры могут воздействовать на интенсивность поддержки создания нового предприятия внешней средой [Etzioni, 1987; Hayton, George, Zahra, 2002] и объяснять различия в уровнях
предпринимательских намерений и предпринимательской активности в разных странах.
Результаты исследования показали, что обучение предпринимательству в университете положительно связано с
предпринимательскими намерениями студентов, однако это зависит от контекста национальной культуры и проявляется сильнее в индивидуалистических культурах и слабее – в культурах с высокой степенью дистанции власти или избегания неопределённости.
Анализ российских данных проекта GUESSS (2013/2014) позволил определить основные тенденции в отношении предпринимательства среди студентов и выявить существующие недостатки внешней среды, которые могут препятствовать развитию и распространению
предпринимательских намерений в нашей стране, что прежде всего связано с университетской средой и недостаточной поддержкой студенческого предпринимательства.
В результате авторами были выделены основные подходы к исследованию
предпринимательских намерений студентов и предложены направления для дальнейшего анализа в данной области.
В результате проведённого анализа публикаций определены три подхода к исследованию
предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный.
Первая глава «
Предпринимательские намерения студентов: факторы формирования и реализации» посвящена различным аспектам формирования предпринимательских намерений студентов и их дальнейшей реализации в виде предпринимательских действий, ведущих к созданию нового бизнеса.
Проведённый анализ исследований продемонстрировал, что развитие концепции
предпринимательских намерений студентов происходило в несколько этапов.
Предпринимательские намерения относятся к «индивидуальному суждению о вероятности создания собственного бизнеса» [Crant, 1996, р. 43], а также включают в себя индивидуальный план становления предпринимателя.
Анализируемые в данном исследовании статьи были соотнесены с вышеперечисленными подходами к изучению
предпринимательских намерений студентов.
В первую очередь основное внимание уделяется понятию «
предпринимательские намерения», так как целенаправленные действия индивида предваряются формированием соответствующих намерений.
Также для детализации поиска были использованы синонимы понятия
предпринимательских намерений: start-up intentions, self-employment intentions и business intentions.
Результаты эмпирических исследований отмечают высокий уровень
предпринимательских намерений российских студентов.
В третьем параграфе, с учётом данных, полученных в рамках проекта GUESSS (2013/2014), рассматривается феномен «разрыва» между
предпринимательскими намерениями и действиями по открытию предприятия в контексте студенческого предпринимательства, а также анализируется связь между этим феноменом и индивидуальными характеристиками студентов (наличие семейного бизнеса, возраст, пол) и параметрами внешней среды (университетская предпринимательская среда, склонность к избеганию неопределённости в обществе).
Первая глава посвящена различным аспектам формирования
предпринимательских намерений студентов и дальнейшей реализации этих намерений в виде предпринимательских действий, ведущих к созданию нового бизнеса.
Согласно теории запланированного поведения,
предпринимательские намерения формируются под воздействием трёх факторов: индивидуального отношения к поведению (attitude towards behavior), субъективных норм (subjective norms) и воспринимаемого поведенческого контроля (perceived behavioral control).
Таким образом, исследование намерений заниматься предпринимательской деятельностью и изучение факторов, способствующих формированию
предпринимательских намерений, важно для понимания предпринимательского поведения и предпринимательской активности.
Предпринимательские намерения могут по-разному проявляться в различных странах.
На основе анализа международных данных проекта GUESSS (2013/2014) в работе рассматривается феномен «разрыва» между
предпринимательскими намерениями и действиями по открытию предприятия в контексте студенческого предпринимательства и анализируются связь между этим феноменом и индивидуальными характеристиками студентов (наличие семейного бизнеса, возраст, пол) и параметрами внешней среды (университетская предпринимательская среда, склонность к избеганию неопределённости в обществе).
Старшее поколение играет важную роль при передаче
предпринимательских намерений от родителей к детям, оказывая косвенное воздействие на намерения детей стать предпринимателями.
Используя различные поведенческие модели, исследователи пытались изучить и предсказать
предпринимательские намерения и фактическое поведение индивида.
Результаты анализа позволили определить основные тенденции в отношении предпринимательства среди студентов и выявить существующие недостатки внешней среды, которые могут препятствовать развитию и распространению
предпринимательских намерений в нашей стране, что прежде всего связано с ограниченной поддержкой студенческого предпринимательства в университетской среде.
Важным аспектом модели предпринимательского события [Shapero, Sokol, 1982] является суждение о том, что
предпринимательские намерения формируются под воздействием множества ситуационных и социально-культурных факторов.
Для дальнейшего анализа отбирались только те публикации, в которых
предпринимательские намерения представляли собой одну из основных тем исследования, а студенты выступали в роли эмпирической единицы анализа.
Таким образом, в настоящее время на первый план выступает контекстуальный подход к
предпринимательским намерениям студентов, сменивший преобладавшие ранее личностный и поведенческий подходы.
Во втором параграфе приведены основные результаты исследования, направленного на изучение факторов формирования
предпринимательских намерений российских студентов.
Иными словами, необходимо понять, почему одни люди выбирают карьеру предпринимателя, а другие – нет и какие факторы могут стимулировать
предпринимательские намерения и их реализацию на практике.
Предпринимательские намерения являются основой развития предпринимательского процесса.
Кроме того, в некоторых работах указывается на то, что такие концепции, как автономность [Van Gelderen, Jansen, 2006], ролевые модели [Van Auken et al., 2006] и импровизация [Hmieleski, Corbett, 2006], могут быть использованы для объяснения формирования
предпринимательских намерений индивида.
Предпринимательские намерения во многом определяются внешней средой.
В то же время
предпринимательские намерения могут во многом определяться внешним контекстом.
Предпринимательские намерения часто превращаются в реальные действия и, в свою очередь, приводят к росту предпринимательской активности.
Данный подход к
предпринимательским намерениям студентов характеризуется смещением фокуса от индивидуальных черт предпринимателя к анализу его поведения.
Изучение экономической, институциональной и социокультурной внешней среды, способствующей формированию
предпринимательских намерений студентов, а также проведение сравнительных и лонгитюдных исследований представляют собой возможные направления дальнейших исследований в этой области.
Предпринимательские намерения формируются в контексте университетской среды, с которой ежедневно взаимодействуют студенты.
В работе показано, что в случае российских студентов наличие бизнеса у семьи потенциального предпринимателя отрицательно связано с вероятностью перехода от
предпринимательских намерений непосредственно к созданию предприятия, тогда как уровень развития региональной институциональной предпринимательской среды положительно влияет на вероятность перехода к созданию предприятия.
Для анализа литературы были отобраны статьи по
предпринимательским намерениям студентов, опубликованные в ведущих международных научных журналах в области предпринимательства и малого бизнеса, а также в российских научных изданиях.
В работе рассматриваются разные группы факторов, включая индивидуальные характеристики студентов, университетскую экосистему, семейную поддержку, институциональную среду и национальную культуру, которые могут оказывать влияние на
предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов.
В данном параграфе проведено определение основных исследовательских подходов в области
предпринимательских намерений студентов путём систематического анализа литературы, а также выделение направлений исследований предпринимательских намерений в отечественной литературе.
Следует отметить, что субъективные нормы, отражающие оценки предпринимательского поведения окружающими людьми, представляют собой внешние факторы
предпринимательских намерений.
Этот подход к изучению
предпринимательских намерений студентов характеризуется изучением личностных характеристик, присущих предпринимателю, и факторов, оказывающих воздействие на выбор студентами карьерного пути.
Они направлены на изучение роли поведения индивида и моделей
предпринимательских намерений при объяснении предпринимательского поведения студентов.
Для проведения систематического анализа литературы по
предпринимательским намерениям студентов было решено обратиться к наиболее авторитетным международным академическим журналам в области предпринимательства и малого бизнеса.
В первом параграфе представлен анализ основных исследований
предпринимательских намерений студентов, опубликованных в ведущих международных научных журналах по предпринимательству и малому бизнесу за период с 1991 по 2016 г., а также сделан обзор исследований предпринимательских намерений в отечественной литературе.