В данном параграфе проведено определение основных исследовательских подходов в области
предпринимательских намерений студентов путём систематического анализа литературы, а также выделение направлений исследований предпринимательских намерений в отечественной литературе.
Анализ российских данных проекта GUESSS (2013/2014) позволил определить основные тенденции в отношении предпринимательства среди студентов и выявить существующие недостатки внешней среды, которые могут препятствовать развитию и распространению
предпринимательских намерений в нашей стране, что прежде всего связано с университетской средой и недостаточной поддержкой студенческого предпринимательства.
Изучение экономической, институциональной и социокультурной внешней среды, способствующей формированию
предпринимательских намерений студентов, а также проведение сравнительных и лонгитюдных исследований представляют собой возможные направления дальнейших исследований в этой области.
Кроме того, в некоторых работах указывается на то, что такие концепции, как автономность [Van Gelderen, Jansen, 2006], ролевые модели [Van Auken et al., 2006] и импровизация [Hmieleski, Corbett, 2006], могут быть использованы для объяснения формирования
предпринимательских намерений индивида.
В работе рассматриваются разные группы факторов, включая индивидуальные характеристики студентов, университетскую экосистему, семейную поддержку, институциональную среду и национальную культуру, которые могут оказывать влияние на
предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: харвестер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Результаты эмпирических исследований отмечают высокий уровень
предпринимательских намерений российских студентов.
Однако с появлением моделей
предпринимательских намерений акцент стал смещаться с изучения личности предпринимателя на анализ его поведения.
Старшее поколение играет важную роль при передаче
предпринимательских намерений от родителей к детям, оказывая косвенное воздействие на намерения детей стать предпринимателями.
В целом характеристики национальной культуры могут воздействовать на интенсивность поддержки создания нового предприятия внешней средой [Etzioni, 1987; Hayton, George, Zahra, 2002] и объяснять различия в уровнях
предпринимательских намерений и предпринимательской активности в разных странах.
Важным аспектом модели предпринимательского события [Shapero, Sokol, 1982] является суждение о том, что
предпринимательские намерения формируются под воздействием множества ситуационных и социально-культурных факторов.
Предыдущие исследования (см., напр.: [Luthje, Franke, 2003] и др.) показывают, что восприятие внешних факторов (воспринимаемые контекстуальные барьеры и поддержка) напрямую влияет на формирование
предпринимательских намерений студентов.
В результате проведённого анализа определены три подхода к исследованию
предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный.
Помимо рассмотрения факторов
предпринимательских намерений студентов, изучаемых на уровне семьи и университета, исследователи часто обращаются к анализу роли экономического, культурного и социального контекстов.
В первом параграфе представлен анализ основных исследований
предпринимательских намерений студентов, опубликованных в ведущих международных научных журналах по предпринимательству и малому бизнесу за период с 1991 по 2016 г., а также сделан обзор исследований предпринимательских намерений в отечественной литературе.
В то же время не все компоненты модели предпринимательского события обязательно должны проявляться на высоком уровне, чтобы привести к
предпринимательским намерениям.
В литературе существует множество моделей
предпринимательских намерений, которые связывают различные предпосылки намерений начать новый бизнес с предпринимательским поведением.
В то же время
предпринимательские намерения могут во многом определяться внешним контекстом.
Предпринимательские намерения относятся к «индивидуальному суждению о вероятности создания собственного бизнеса» [Crant, 1996, р. 43], а также включают в себя индивидуальный план становления предпринимателя.
Этот подход к изучению
предпринимательских намерений студентов характеризуется изучением личностных характеристик, присущих предпринимателю, и факторов, оказывающих воздействие на выбор студентами карьерного пути.
Теоретическими и методологическими основами изучения
предпринимательских намерений студентов являются исследования по предпринимательству в целом, которые были адаптированы к анализу студенческого предпринимательства.
Они направлены на изучение роли поведения индивида и моделей
предпринимательских намерений при объяснении предпринимательского поведения студентов.
Данная модель учитывает как внутренние, так и внешние факторы формирования
предпринимательских намерений.
Анализируемые в данном исследовании статьи были соотнесены с вышеперечисленными подходами к изучению
предпринимательских намерений студентов.
Таким образом, в настоящее время на первый план выступает контекстуальный подход к
предпринимательским намерениям студентов, сменивший преобладавшие ранее личностный и поведенческий подходы.
Что касается социальных факторов
предпринимательских намерений, то общественное мнение оказывает большое воздействие на отношение индивида к предпринимательству.
Предпринимательские намерения являются основой развития предпринимательского процесса.
В работе показано, что в случае российских студентов наличие бизнеса у семьи потенциального предпринимателя отрицательно связано с вероятностью перехода от
предпринимательских намерений непосредственно к созданию предприятия, тогда как уровень развития региональной институциональной предпринимательской среды положительно влияет на вероятность перехода к созданию предприятия.
Большинство исследований
предпринимательских намерений студентов посвящено изучению факторов, способствующих формированию намерений студентов открыть свой бизнес.
Значительное внимание в исследованиях внешних факторов формирования
предпринимательских намерений студентов занимает изучение университетской среды и предпринимательского образования.
Модели
предпринимательских намерений не являются универсальными для всех стран, поэтому при анализе предпринимательского поведения важно учитывать различные контекстуальные факторы.
Следует отметить, что учитывался не только тематический, но и временной аспект исследований
предпринимательских намерений студентов.
Следует отметить, что субъективные нормы, отражающие оценки предпринимательского поведения окружающими людьми, представляют собой внешние факторы
предпринимательских намерений.
В результате проведённого анализа публикаций определены три подхода к исследованию
предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный.
Важную роль в исследовании предпринимательства играет изучение
предпринимательских намерений.
Проведённый анализ исследований продемонстрировал, что развитие концепции
предпринимательских намерений студентов происходило в несколько этапов.
Таким образом, исследование намерений заниматься предпринимательской деятельностью и изучение факторов, способствующих формированию
предпринимательских намерений, важно для понимания предпринимательского поведения и предпринимательской активности.
Предпринимательские намерения могут по-разному проявляться в различных странах.
Представлены результаты теоретической и эмпирической оценки связи между обучением предпринимательству и
предпринимательскими намерениями студентов из разных стран, а также анализируется роль национальных культурных характеристик в данном процессе.
Для анализа литературы были отобраны статьи по
предпринимательским намерениям студентов, опубликованные в ведущих международных научных журналах в области предпринимательства и малого бизнеса, а также в российских научных изданиях.
Кроме того, «объясняющая сила» теории запланированного поведения сравнивалась с «объясняющей силой» социально-демографических характеристик индивида, которые также могут служить предпосылками
предпринимательских намерений.
Результаты анализа позволили определить основные тенденции в отношении предпринимательства среди студентов и выявить существующие недостатки внешней среды, которые могут препятствовать развитию и распространению
предпринимательских намерений в нашей стране, что прежде всего связано с ограниченной поддержкой студенческого предпринимательства в университетской среде.
В результате авторами были выделены основные подходы к исследованию
предпринимательских намерений студентов и предложены направления для дальнейшего анализа в данной области.
Предпринимательские намерения формируются в контексте университетской среды, с которой ежедневно взаимодействуют студенты.
Было показано, что
предпринимательские намерения тесно связаны с готовностью студентов к риску [Douglas, Shepher, 2002] и от отношения к риску зависят значительные различия в уровне предпринимательских намерений.
Данный подход к
предпринимательским намерениям студентов характеризуется смещением фокуса от индивидуальных черт предпринимателя к анализу его поведения.
Для проведения систематического анализа литературы по
предпринимательским намерениям студентов было решено обратиться к наиболее авторитетным международным академическим журналам в области предпринимательства и малого бизнеса.
Предпринимательские намерения во многом определяются внешней средой.
Как отмечается в [Tegtmeier, 2012], все компоненты теории запланированного поведения положительно связаны с
предпринимательскими намерениями студентов.
Предпринимательские намерения часто превращаются в реальные действия и, в свою очередь, приводят к росту предпринимательской активности.
Иными словами, необходимо понять, почему одни люди выбирают карьеру предпринимателя, а другие – нет и какие факторы могут стимулировать
предпринимательские намерения и их реализацию на практике.