Иными словами, неоднородность ограниченной ресурсной базы вызывает к жизни
праздный класс, содержание которого увеличивает давление на неё.
В книге «Теория
праздного класса», вышедшей ещё в 1899 г., он впервые использовал термин «демонстративное потребление».
Таким образом, стационарное состояние приближается за счёт получения частью общества ренты, поскольку последняя усугубляет последствия ограниченности земли, добавляя к издержкам ограниченности ресурсов издержки содержания
праздного класса.
Институция
праздного класса развивается из раннего разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды труда признаются почётными, тогда как другие считаются недостойными.
Эти сообщества, лишённые сложившегося института
праздного класса, похожи друг на друга также некоторыми другими общими чертами социального устройства и образа жизни.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вытверженный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта ладонь была покрыта изумительно гладкой и ровной мозолью, образованной тысячью разных приятных занятий, – ладонь деятельного представителя
праздного класса.
В ходе культурной эволюции возникновение
праздного класса совпадает по времени с зарождением института собственности.
Уклад жизни этих племён к моменту первых контактов с европейцами характеризовался, по-видимому, почти полным отсутствием
праздного класса.
С этого времени отличительной особенностью жизни
праздного класса становится нарочитое пренебрежение любыми полезными занятиями.
Всё это значительно подпортило их репутацию, однако именно
праздному классу мы почти всецело обязаны тем, что подразумеваем под цивилизацией.
Едва ли можно утверждать, что эти племена выделялись присутствием сложившегося
праздного класса.
На относительно ранних, но вовсе не начальных стадиях варварства
праздный класс пребывает в менее дифференцированном состоянии.
Ни классовые различия, ни различия между областями деятельности
праздного класса ещё не проявляются столь чётко, а сами занятия не дробятся.
Если сделать шаг назад от этой культуры позднего варварства и вернуться к более ранним варварским обществам, мы не найдём
праздного класса, который успел вполне сформироваться.
Привычное пренебрежение работой само по себе не порождает
праздный класс, а механистическое потребление и пользование отнюдь не ведут напрямую к появлению институции собственности.
Раньше существовал малочисленный
праздный класс и многочисленный класс тружеников.
Без
праздного класса человечество никогда бы не вышло из первобытного состояния.
Теперь же университеты, по идее, должны систематически производить то, что
праздный класс выдавал случайно как побочный продукт.
Низшие классы лишены возможности заниматься этими «вспомогательными» видами почётной деятельности, за исключением тех из них, которые носят явно производственный характер и лишь отдалённо связаны с типичными занятиями
праздного класса.
Свидетельства, предоставляемые обычаями и культурным укладом сообществ на низкой ступени развития, позволяют предположить, что институция
праздного класса появляется постепенно при переходе от первобытного дикарства к варварству, или, точнее, при переходе от миролюбивого к последовательно воинственному образу жизни.
Веблену, есть результат «разграничения» видов деятельности: «Институт
праздного класса развивается из возникшего ранее разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды почётны, а другие – нет».
Возникновение института частной собственности не является определяющим при формировании
праздного класса и, что важно для нашего исследования, его «социальных привычек», хотя и совпадает с ним по времени.
Для этого существенна его концепция «подставной праздности», которой характеризует функциональное назначение многочисленного слоя людей, обслуживающих
праздный класс.
Ответ принцессы на вопрос о том, как ей спалось, весьма убедителен, он словно воплощает изнеженность и утончённость представительниц прекрасной половины
праздного класса.
На протяжении истории
праздный класс видоизменялся.
В таком привилегированном положении в отношении экономических сил, направленных на изменение и реорганизацию, находится богатый
праздный класс.
Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы обсудить место и значение
праздного класса как экономического фактора современной жизни, однако выяснилось, что практически невозможно сузить рассмотрение данного вопроса до заранее намеченных пределов.
Даже не появись институция
праздного класса сразу с робкими ростками частной собственности, в силу пренебрежения занятостью в производительном труде она, вне сомнения, стала бы одним из первых последствий обладания собственностью.
Здесь нужно заметить, что, пускай теоретически
праздный класс существовал со времён зарождения хищнического общества, институция приобрела новый, более полный смысл с переходом от хищнической к следующей за ней денежной стадии развития.
Идея заключается в том, что потребление
праздного класса является не рациональным, а скорее расточительным.
В человеческом сообществе именно
праздный класс хранит и транслирует весь комплекс знаний и навыков, называемых культурой.
– И ещё ты сказал, что культуру передаёт и сохраняет
праздный класс, то есть люди, которые живут за счёт труда других.
Она оправдывает унаследованные состояния
праздных классов, их привилегии, доходы от капиталов и прочие несправедливости подобного рода.
Вспомним о сотнях первоклассных личностей, вышедших из британского
праздного класса, – это законодатели, поэты, архитекторы, солдаты, учёные, врачи, философы, строители империи – люди, сделавшие нашу жизнь удобнее и прекраснее только потому, что они жили.
Прибыль будет извлекаться из работников и перераспределяться для пополнения счетов
праздных классов.
В главе, посвящённой «финансовым канонам вкуса», в классическом труде «Теория
праздного класса» (1899) он пишет, что золото обладает «высокой степенью чувственной красоты», так, словно это – объективный факт, ни в малейшей степени не зависящей от взгляда человека.
Однако и для низшей ступени варварства характерны те обычаи, причины и обстоятельства, из которых возникает институция
праздного класса, а также возможно проследить начальные стадии её становления.
Основные работы: «Теория
праздного класса» (1899); «Теория делового предпринимательства» (1904).
Некоторое внимание по необходимости придётся уделить происхождению и истории развития институции
праздного класса, а также тем признакам общественной жизни, которые обыкновенно исключаются из числа признаков экономических.