Основной такой конфликт – невозможность примирить видимую сторону жизни и её скучноватый здравый смысл, со скрытой от посторонних глаз ипостасью находящегося на грани растождествления
подпольного человека.
Подпольный человек ненавидит себя, потому и унижает женщину, полюбившую его.
Как вдруг советский
подпольный человек догадался, что он теперь не подпольный, а передовой!
Разные мелочные и вздорные обстоятельства, среди которых он не перестаёт злиться и искать новых и новых поводов для злобы, приводят
подпольного человека в весёлый дом и оставляют его там ночевать.
Но
подпольный человек увлечён «игрой» и умеет вести её.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обживание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Подпольный человек разразился длинным монологом, прямо рассчитанным на то, чтобы вконец заколотить званую, но не желанную гостью; в ту памятную для неё ночь он врал, смеялся над ней, издевался; он приехал, чтобы отомстить одному человеку, а так как этого человека налицо не оказалось, а подвернулась она, то на неё и вылилась его злоба, ему до неё никакого дела не было и нет и т. д., и т. д.
Но расчёты
подпольного человека оказались неверными, или по крайней мере эффект его монолога оказался совершенно для него неожиданным.
На этот счёт в повести есть только общие фразы, лишённые определённого содержания вроде того, например, что
подпольный человек отвык от «живой жизни» и прилепился к жизни «книжной».
Но положим, что автор просто так и хотел готового злеца и мучителя изобразить, и вo всяком случае это его, автора, дело, а не черта характера
подпольного человека.
Мнения
подпольного человека о самом себе на первый взгляд поражают беспощадностью: всякую, по-видимому, мерзость человек готов рассказать.
Но, всматриваясь в эту странную исповедь несколько ближе, вы видите, что
подпольный человек очень не прочь не только порисоваться своей беспощадностью к самому себе, а и оправдаться до известной степени.
Такое обобщение значительно смягчает самобичевание
подпольного человека.
Не очень уже, значит, скверен
подпольный человек, если все таковы; он даже выше остальных, потому что смелее и умнее их.
Кроме этого смягчающего или даже возвышающего обстоятельства,
подпольный человек решился бы, может быть, выставить ещё одно.
И, значит,
подпольный человек опять оправдан и даже возвеличен.
Подпольный человек рассказывает о себе, каким он был в молодости, когда служил чиновником, и он прямо причисляет себя к русским умным романтикам.
Подпольный человек слаб; у него нет силы на борьбу с бесом, но он видит.
В чём заключается коренная проблема
подпольного человека в его отношениях с миром людей?
Фраза
подпольного человека фундаментальна: если он другой по сравнению с другими людьми, есть ли смысл судить его согласно тем же критериям, с помощью которых эти другие судят о себе и об остальных себе подобных?
Подпольный человек смотрит на себя одновременно своими глазами и глазами других людей, и в этом состоит его мука, в этом причина его неспособности хоть на мгновение ощутить беззаботность.
Тысячи всяких возможных инженеров бросили из-за этого своё учение и стали
подпольными людьми.
Неистовые же мораль и вера – лишь болезненный симптом
подпольного человека, оправдывающий и усугубляющий это нарушение контакта.