Переходите в новую педагогическую веру, на сторону
нового воспитания – воспитания-да, и вы увидите, насколько лучше вам будет с детьми!
Итак, истинно
новое воспитание состоит, во-первых, в открытии тайны ребёнка, а, во-вторых, в его освобождении.
Задачи
нового воспитания поставлены были прямо: здоровое и стройное развитие физических и духовных сил человека вместо беспорядочного многоучения, благовоспитанность вместо учёности, нравственный такт и живое понимание действительности взамен устарелых грамматик и риторик.
Словом, весь строй
нового воспитания должен быть направлен к тому, чтобы создать из ребёнка нравственно-деятельное существо, для которого бы мотивы и интересы жизни лежали не в чувственном личном благополучии, а в возвышении и достоинстве целого, своего народа, своей нации. <…> Новое воспитание ставит питомцев в настоящие (реальные) условия идеального порядка и жизнью этого порядка воспитывает в них деятельные идеальные настроения и волю.
Всеобщность
нового воспитания; его осуществление государством.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дамнификация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому,
новое воспитание, на место той любви или, точнее, себялюбия, на чём не может основываться ничего истинно хорошего, должно поставить новую любовь, любовь к добру ради самого добра, любовь, как внутреннее услаждение добром.
Мы намерены посредством
нового воспитания образовать немцев к новой общности, которая во всех своих частях будет движима и оживлена одним и тем же единымнастроем, и если бы мы при этом намеревались опять отделить образованное сословие, которое одушевлялось бы вновь развитым побуждением нравственного одобрения, от необразованного, то это последнее отпало бы от нас и было бы для нас потеряно, так как надежда и страх, посредством которых только и можно было бы на него воздействовать, служат уже не нам, но против нас.
Новое воспитание строилось на естественности и непринуждённости, а начиналось актом не совсем естественным и довольно насильственным: 5—6-летний ребёнок на целых 15 лет совершенно вырывался из семьи.
Новое воспитание в отношении к национальности.
Поэтому
новое воспитание должно иметь в виду развитие в человеке творческой способности идеалов.
Сущность
нового воспитания должно состоять в развитии ума, чувства и воли в направлении к добру или, что тоже, в целостном развитии человека, как этической (нравственной) личности.
Далее, существует большое различие между тем родом познания, которое, между прочим, возникает в ходе
нового воспитания, и тем родом познания, к которому стремилось прежнее воспитание.
Воспитание подлинной религии есть, стало быть, последняя задача
нового воспитания.
Такое искусство ещё предстоит изобрести, и его изобретение будет подлинной задачей
нового воспитания.
Именно с психологией покорных нужно бороться путём совершенно
нового воспитания и обучения, где рабы больше не учат других.
Дело в том, что
новое воспитание собственно и непосредственно направлено только на возбуждение правильно развивающейся духовной деятельности.
В противоположность ему,
новое воспитание должно быть способно уверенно и безошибочно образовывать и определять согласно правилам действительные жизненные побуждения и движения своих питомцев.
Таким образом, религиозное ведение, полученное питомцами
нового воспитания, не может, да и не должно, становиться практическим в том их малом общежитии, в котором они первое время росли.
В его уме всплывают представления об элевсинских мистериях, но он решает вслед за этим, что организацию мистерий возможно отложить, и успокаивает себя тем, что постепенно образуется новая мораль, сложится
новое воспитание и даже религия.
Новое воспитание нужно затем, чтобы развивать сознание человека, чтобы он, используя интеллектуальные методы (анализ, синтез, обобщение, различение и т. д.) мог выявить высокие идеи и мысли, чтобы мог развивать нужные качества (духовные чувства), а также способности, взаимосвязанные с этими качествами, стимулировать действия и поступки, способствующие развитию этих качеств и способностей, а также обеспечить сознательное, разумное воздействие и волевое усилие на тело человека с целью гармонического развития всех его частей, подчинению личностного сознания духовному, что в результате обеспечивает его развитие.
И это
новое воспитание сотен, тысяч и миллионов, привлечение их внимания, их энергии, их воли к производству, к хозяйству, есть наше завтра и послезавтра.
Эта способность самодеятельного начертания образов, которые отнюдь не суть простые отображения действительности, но которые способны становиться прообразами её, – это первое, из чего должно исходить образование поколения в
новом воспитании.
Эту твёрдую, уже не колеблющуюся волю и должно создать
новое воспитание, по надёжному и без исключений действующему правилу; оно само должно с необходимостью создать ту необходимость, которую намеревается получить.
Но, хотя это духовное развитие не позволяет зародиться эгоизму и даёт форму нравственной воли, однако оно ещё не есть оттого сама эта нравственная воля; и если бы предлагаемое нами
новое воспитание не пошло здесь далее, то оно воспитало бы в лучшем случае превосходных тружеников науки, какие бывали и прежде, которых нужно совсем немного и которые смогли бы сделать для нашей подлинной человеческой и национальной цели нисколько не больше того, что удалось сделать и до сих пор всем им подобным: наставлять и увещевать, и вновь наставлять и увещевать, и тем вызывать к себе немое удивление, а при случае и брань из публики.
Это-то сердечное благорасположение, как прочное и неизменное бытие питомца, и должно породить в нём
новое воспитание; а тогда это благорасположение уже само собою послужит основанием неизменно доброй воли этого питомца, как необходимой для него.
К
новому воспитанию человеческого рода.
– Людям надо дать
новое воспитание, тогда не надо будет приютов для несчастных зверей, а соответственно завлекающих вывесок.
А потому, хотя это познание, конечно же, именно таково, что единственно только в нём одном может быть постигнут тот образ для действительной жизни, которому предстоит возбуждать в будущем к серьёзной деятельности нашего возмужавшего питомца, – и, стало быть, это познание составляет существенный элемент того образования, которое он должен получить; однако мы не можем сказать, чтобы это познание входило в непосредственные намерения
нового воспитания; познание просто достаётся ему.
Новое воспитание как феномен XXI века привнёс в теорию и практику школьного образования кардинальное переосмысление традиционных педагогических методик и технологий.
Мы, нашим
новым воспитанием, желаем образовать немцев в такую целокупность (Gesammtheit), которая во всех своих членах побуждается и животворится одной и той же единой целью; если бы при этом мы опять захотели отделить образованное сословие, которое бы в таком случае жило этим, вновь утверждённым нами, мотивом нравственного одобрения, от сословия необразованного, то это последнее – коль скоро надежда и страх, которыми тогда только и можно было бы влиять на это сословие, служили бы теперь уж не за нас, но против нас, – отпало бы от нас и оказалось бы для нас совершенно потеряно.
Порой родителям нелегко ориентироваться в этом «
новом воспитании».
Это воспитание, непосредственно возбуждающее духовную самодеятельность своего питомца, рождает познание, сказали мы выше; и это даёт нам повод для того, чтобы дать ещё более глубокую характеристику
нового воспитания в его противоположности прежнему воспитанию.
Спрашивается: как
новое воспитание сможет доказать себе, что оно достигло в своём питомце этой своей подлинной и конечной цели?
Теперь я перейду к обещанному мною выше более глубокому обоснованию того положения, что в питомце
нового воспитания ни одно познание не может остаться мертвым, и к выяснению той взаимосвязи, в которую я намерен возвысить все мною сказанное, и этот переход я совершу через посредство следующих положений.
Новое воспитание должно будет прибавить к прежнему именно это (отсутствующее в прежнем) проникновение к корням жизненных движений и побуждений, и как прежнее воспитание образовывало, самое большее, что-то одно в человеке, так это новое воспитание должно образовать самого человека, и сделать его образование отнюдь не только владением, как то делало прежнее воспитание, но элементом самой личности своего питомца.
– Пока ещё рано говорить о
новом воспитании, жестокость людей возрастает с понижением их уровня жизни.
Напротив,
новое воспитание должно поставить на первое место образование чистой воли, чтобы, если позднее в душе всё-таки проснётся или будет возбуждён извне эгоизм, он явится слишком поздно и не найдёт себе места в душе, которая уже всецело занята чем-то другим.
Напротив,
новое воспитание должно заключаться именно в том, чтобы на той почве, оценку которой оно взяло бы на свою ответственность, совершенно уничтожить свободу воли и породить в воле, напротив, строгую необходимость принимаемых решений и невозможность противоположного, и тогда на эту волю можно уверенно рассчитывать и полагаться на неё.
Возвращаясь к разговору о питомце
нового воспитания: ясно, что этот питомец, влекомый своей любовью, усваивает много, а поскольку он усваивает все во внутренней взаимосвязи и непосредственно действием упражняется в том, что усвоено, – он выучивает это многое правильно и не сможет его когда-либо забыть.
Так радостно осознавать, что вы – те удивительные «плоды»
нового воспитания.
Сторонники "
нового воспитания" выделили три группы движений: игры, практические упражнения для развития сноровки рук, собственно физические упражнения, акцентируя внимание на народных и детских играх.
Движение к
новому воспитанию осуществляется через воспитание по развитию сознания сообразного современной культуре.
Питомцы этого
нового воспитания, хотя они и изолированы от уже возросшей пошлости, будут все же, без сомнения, жить сами в обществе друг с другом, и потому составят некоторое обособленное и самобытно существующее общежитие, в котором будет свое точно определенное, обусловленное природой вещей и, безусловно, требуемое самим разумом, общественное устройство.
Подлинная сущность предложенного мною
нового воспитания, как оно было описано мною в прошлой речи, заключалась в том, что это воспитание есть обдуманное и верное искусство образования воспитанника к чистой нравственности.
Это
новое воспитание уже в прошлой речи было, в отличие от обычного до сих пор воспитания, обозначено мною так: прежнее воспитание, самое большее, только призывало к доброму порядку и нравственности, но эти призывы остались бесплодными для действительной жизни, которая образовывалась совсем по иным, абсолютно недоступным для этого воспитания основаниям.
Оно получило название «
Новое воспитание».