Хотя удельный вес в обществе элиты в целом не претерпевает радикальных изменений, политические институты и идеология
массового общества настолько отличны от традиционного, что набор элитных групп существенно меняется.
Да, эта социализация насильственна и принудительна, относительно примитивна, основана на унификации личностей, нивелировании их отличий и потому объективно способствует возникновению
массового общества, а то и тоталитаризма.
Такая трактовка теории
массового общества стала возможной благодаря влиянию доктрин “народного капитализма”, “господства всеобщего благоденствия” и особенно “теории “единого среднего класса”.
Куда важнее то, что бахтинская теория амбивалентного смеха, построенная на «невстречающихся» оппозициях, оказывается бессильной описать смеховую культуру
массового общества, в котором смех (и шире – «народная культура») давно стал частью официальной культуры.
От традиционного к индустриальному
массовому обществу: XIX век.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: корнеплодный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Массы, ворвавшиеся в большую политику в XX веке, создали возможность
массового общества всеобщего потребления и всеобщей демократии, но они же породили и множество проблем: угрозу сползания к тоталитаризму коммунистического или фашистского, или исламистского толка; массовые репрессии, большие революции и гражданские войны; массовую культуру.
Человек не годится для анонимного
массового общества и оттого несчастен.
От мобилизационного
массового общества к потребительскому и постиндустриальному.
Следует, однако, помнить, что поскольку ни в одном обществе, а тем более в полу-урбанизированном
массовом обществе, носители развитого чувства юмора не составляют большинства, в нём доминирует смех, имеющий совсем иные основания и природу.
Мимолётность чувств очевидна, но ещё большая опасность для современного
массового общества заключена в отсутствии у массы неких общих верований, утерянных ею в ходе исторического процесса.
С возникновением
массового общества ораторское искусство достигло невиданных высот.
Проникая в поры
массового общества, светская религия становится сутью человеческой жизни, энергией свободной веры, без которой всё умирает.
Она выходит на площади, в школы, на спортивные арены, на телевидение – излюбленные пространства
массовых обществ, где вступает во взаимодействие с печатной и визуальной культурой и коммуникационными технологиями.
С другой стороны, масс-медиа должны были стать мощной просветительной силой, особым элементом культуры, соответствующим времени
массового общества.
Массовое общество предполагает стандартизированность его членов, включающихся в однотипное машинное производство.
В эпоху
массового общества менялся и капитализм.
Намеренно формируется
массовое общество потребления, как ни странно, бедных людей, которые являются к тому же работающими людьми.
Она стала возможна только с появлением феномена
массового общества, «человека-массы» (X. Ортега-и-Гассет), а также развитием таких средств массовых коммуникаций, как радио, телевидение и т. д.
Становление
массового общества и массового человека остро поставило проблему необходимости пересмотра всей системы отношений человека с миром и с самим собой.
Это привело к формированию нового
массового общества со старым мышлением, более свойственным традиционным монархиям с аграрной экономикой.
Однако, как и в случае с устройством письменного языка, учёный замечает более глубинные трансформации, которые подарит «глобальная деревня»: за счёт максимально облегчённого доступа к информации, коммуникации и знанию – при мгновенно реагирующей и отлаженной мировой коммуникационной сети —медиа становятся естественным «продолжением человека», что вызывает фундаментально иную структуру индивидуального и общественного сознания, при котором общее стандартное и
массовое общество станет перетекающей и децентрализованной паутиной со свободно моделируемыми сообществами.
Основная черта индивидуализированного
массового общества (как ни парадоксально звучит последнее словосочетание, имеющее в виду массу, состоящую из обособленных, но сходных между собой индивидов) – индивидуализация без производства индивидуальности, личности, формирование эгоистического индивида, думающего только о себе самом.
Этот тип культуры производит
массовое общество как закономерный продукт капитализма, появившийся на позднеиндустриальной стадии.
Менялся характер «вызова» – изменялся характер «отзыва», в результате чего на передний план выступали новые теории и концепции демократии, позволяющие оптимизировать политическое управление бюрократизированным
массовым обществом.
Основное изменение, происшедшее в империях в XX веке, состоит в том, что они, не отказываясь от мифотворчества, приобретают светский характер и опираются преимущественно на более неформальные, типичные для
массовых обществ методы управления, такие как пропаганда или средства экономического воздействия.
Известность и знаменитость для меня не были определяющими факторами, напротив, несмотря на серьезность ими совершенного и сделанного, мои герои не попали в мейнстрим сегодняшнего
массового общества.
Это означает, что принципиально важно отличать
массовое общество от общества, в котором меньшинства или альтернативные массы могут самоорганизовываться.
Главным источником этих сомнений может быть, с одной стороны, своего рода возврат к философскому идеализму, с другой же – множество существенных модификаций марксова понимания капитализма и связанного с ним проекта эмансипации – модификаций, являющихся прежде всего результатом размышлений о поражении революционного рабочего движения, изменениях капиталистической системы, а также возникновении таких явлений, как, с одной стороны, фашизм и сталинизм, с другой же – американское
массовое общество.
Сизиф – это слоган бессмысленности существования, лучше всего её продающий
массовому обществу; священный огонь, выжигающий любое инакомыслие из голов людских, потому что инакомыслие он отрицает: «Делай как хочешь, тяни свою лямку или уедь на край света, только свой камень в гору толкать тебе придётся, как и раньше!» Но там нет ни слова о скуке.
Плютто разграничивает социокультурные иллюзии на те, которые «…бытуют на уровне
массового общества и массовой культуры (стихийные социокультурные иллюзии или так называемые "социальные мифы"), и на социокультурные иллюзии, существующие на уровне элиты общества (рационализированные социокультурные иллюзии – утопии и идеологии прежде всего)».
Отчётливо сознавая пределы социоцентричного подхода к историософской проблематике, обратимся далее к удручающему феномену секуляризованного
массового общества и массового индивида, к последствиям упоминавшегося «кризиса гуманизма»: так мы выйдем на хорошо известную «проблему человека».
Лет 70 назад, когда очередной технологический прорыв позволил сделать эти устройства
массовыми общество столкнулось с рядом проблем, поставившим под угрозу всё существование человеческой цивилизации.
В социологических доктринах
массового общества (распространились в 20 веке) современный человек преднамеренно трактуется как «независимый атом человечества», а его индивидуальная субъектность – как единственный вид реальной субъектности.
Осознание природы этой пассивности предполагает понимание фундаментального и неразрешимого противоречия
массового общества советского типа, а именно того факта, что смутное ощущение несправедливости или бесчеловечности повседневных практик тоталитарного государства никогда не переходило в массовое признание преступного характера этого государства.
По отношению к вождю ликующие толпы
массового общества выражают только безграничную любовь и преданность.
Конечно же, с точки зрения
массового общества потребления я провёл всё это время зря.
Большой мир
массового общества распался на социальные атомы размером с экран компьютера, а то и телефона.
Массовое общество создало массовую культуру, где главный критерий – тираж.
Уж такова логика эволюции пост-тоталитарного
массового общества.
Стандарт
массового общества: каждый хочет иметь то, что имеют другие.
В этот момент шокированное
массовое общество решило прибегнуть к главному эволюционному инструменту – игнорированию, и паранойя, оставшись без тёплого когнитивного угла, полностью перетекла из низов в верхи.
Это не противоречит общей идеологии
массового общества, лежащей в основе конструктивизма, наоборот.
Исторически конституционализм был связан с возникновением
массового общества, борьбой в политической сфере – за всеобщее избирательное право, в гражданской – движением за гражданские права и равноправие.
Рассматривая парламентские дебаты как средоточие политики, либеральные конституционалисты не увидели новой опасности, сформировавшейся в условиях
массового общества.