Чтобы процесс развития
лизинговых отношений в нашей стране не замедлял своих темпов роста, требуются надёжные и ёмкие источники финансирования новых проектов.
Как и при современных
лизинговых отношениях, управляющий трастом (он, по сути, являлся главой лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя этого оборудования на протяжении всего срока действия договора.
Тем не менее, с момента появления соответствующего термина и до начала широкомасштабного распространения
лизинговых отношений прошло немало времени.
Однако ни в этих, ни в других известных нам древнейших и средневековых памятниках права нет сведений о
лизинговых отношениях в современном их понимании.
Во-первых,
лизинговые отношения опосредуются не только договором лизинга, но и заключаемым в обязательном порядке договором купли-продажи, содержание которого обладает определённой спецификой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плетора — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стабильное развитие
лизинговых отношений и увеличение на этом фоне лизинговых операций определяет влияние не только на экономику, но и на законодательство во многих странах.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, объективным развитием
лизинговых отношений, а также очевидной потребностью российской экономики в таком развитии, и, с другой стороны, наличием концептуальных проблем в механизме правового регулирования лизинговых отношений и, изначально, в самой теории.
Выработанные в процессе исследования подходы к решению проблем в правоприменительной практике могут быть учтены в деятельности государственных органов по применению законодательства о лизинге, в частности, в ходе разрешения вытекающих из
лизинговых отношений споров.
Развитие лизинга, равно как и необходимость стимулирования такого развития, актуализирует проблему создания адекватного механизма правового регулирования
лизинговых отношений, решение которой невозможно без глубокого научного осмысления сущности этого сравнительно нового явления.
История развития
лизинговых отношений с той или иной степенью подробности освещается во многих работах российских и зарубежных авторов.
Считаем, что закон, направленный, в том числе, на гражданско-правовое регулирование
лизинговых отношений, необходим.
Это зависит и от состояния экономики страны в целом и от заинтересованности самого государства в стимулировании лизинга, которое, в частности, может осуществляться путём чёткого правового регулирования
лизинговых отношений.
Вместе с тем, ввиду разнообразия видов
лизинговых отношений и их специфики в различных странах, достаточно сложно точно определить момент, когда сформировался именно лизинг в отличие от явлений похожих на него в такой мере, чтобы их условно можно было называть «долизингом» или «прализингом».
Представляется, что сказанное в полной мере относится и к
лизинговым отношениям, и к лизинговой деятельности (как виду инвестиционной деятельности).
Поэтому необходимость существования отдельного закона, интегрирующего все положения о мерах государственной поддержки
лизинговых отношений, или же закона, предусматривающего некие правила, касающиеся лизинговых операций, представляется спорной.
Вместе с тем, методы, применяемые в таких отраслях как административное, финансовое право, безусловно, также используются при регулировании определённых аспектов
лизинговых отношений (это касается, в частности, валютного, таможенного и налогового регулирования).
Для развития лизинга нужна государственная поддержка и регулирование в таких направлениях, как формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальное функционирование лизинговой деятельности субъектов
лизинговых отношений, лицензирования лизинговой деятельности, страхования лизинговой деятельности, а также льгот и преференций.
Снятие ограничения по субъектному составу
лизинговых отношений и использованию предмета лизинга только в предпринимательских целях позволяет выделить лизинг, субъектами которого выступают индивидуальные и коллективные предприниматели, и лизинг с участием лизингополучателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Анализ правореализационной практики выявляет множество проблем, с которыми сталкиваются как субъекты
лизинговых отношений, так и применяющие право органы.
Сформулированные в работе практические рекомендации могут способствовать расширению представлений участников гражданского оборота об особенностях правового регулирования
лизинговых отношений и улучшению правового сопровождения совершаемых субъектами лизинга сделок.
Правовое регулирование
лизинговых отношений в значительной степени осуществляется гражданско-правовым методом, и основывается на характерных для гражданского права принципах равенства участников лизинговых отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.
Е. Кабатова вообще заключила, что закон продемонстрировал практически полную невозможность адекватного регулирования
лизинговых отношений.
Всё это требует научного переосмысления существующих концепций понимания правоотношений лизингодателя, лизингополучателя и продавца объекта лизинга, которое позволило бы решить проблемы теории и механизма правового регулирования
лизинговых отношений на концептуальном уровне.
Коннова, которая считает, что
лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включают в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его участниками: лизингополучателем, лизингодателем и продавцом имущества.
Так, к примеру, в своё время иностранные субъекты рассматривали недостаточность и несовершенство законодательства о лизинге в качестве главного препятствия для вступления в
лизинговые отношения с российскими контрагентами.
Нередко правовое сопровождение сделок субъектов лизинга содержит ошибки, приводящие к признанию договора лизинга незаключенным, переквалификации отношений сторон судом и к другим негативным последствиям для субъектов
лизинговых отношений.
Научный интерес к изучению
лизинговых отношений в последнее десятилетие всё больше возрастает, причём не только у специалистов в области экономики (как это было ранее), но и у представителей юридической и, в частности, гражданско-правовой науки.
Отдельные вопросы пересекаются с анализом мировой практики регулирования
лизинговых отношений.
Эти направления инновационной деятельности можно рассматривать как объекты
лизинговых отношений, в связи с этим в целях дальнейшего исследования необходимо дать понятие экономической категории инновационный лизинг.
Развитие
лизинговых отношений привело к тому, что оставаясь видом аренды, лизинг, в свою очередь, может быть разделён на несколько видов.
Вначале появившиеся
лизинговые отношения регулировались в основном по аналогии правовыми нормами институтов аренды, кредита, купли-продажи и др., и лишь впоследствии получили отдельное законодательное закрепление: в одних станах – на уровне гражданского и (или) коммерческого права, в других – преимущественно на уровне налогового и административного.
При этом, несмотря на то, что остаётся много разноаспектных проблем, не охваченных настоящим исследованием, в работе в рамках обозначенной проблематики научно аргументированы теоретические положения, которые могут послужить базой для создания законченной, внутренне непротиворечивой системы регламентации
лизинговых отношений нормами о договоре лизинга и договоре купли-продажи.
Как будет обосновано в настоящей книге, действующий нормативный подход к регулированию взаимосвязанных в силу закона прав и обязанностей сторон договоров лизинга и купли-продажи объекта лизинга, в соответствии с которым эти договоры, по сути, не всегда рассматриваются законодателем как самостоятельные сделки, явился причиной многочисленных пробелов и противоречий в нормативной регламентации
лизинговых отношений.
Отметим, что нормативные акты, в той или иной степени касающиеся вопросов лизинга, хотя в своей совокупности и регулируют различные стороны
лизинговых отношений, но не образуют строгой и упорядоченной системы.
Часть из этих проблем, безусловно, проистекает из встречающейся недостаточной юридической грамотности реализующих право лиц, но большинство – всё же является следствием имеющихся пробелов и противоречий в постоянно меняющемся законодательстве о лизинге, причины которых, в свою очередь, коренятся, в том числе, и в недостаточной разработанности теории правового регулирования
лизинговых отношений.
Наиболее рельефно процессы управления инновационной составляющей лизинга прослеживаются в ходе исследования государственной поддержки развития
лизинговых отношений в республике.
Некоторые авторы считают, что закон, регулирующий
лизинговые отношения, необходим, но при этом он должен содержать только нормы публичного права.
Это определялось и национальными особенностями развития
лизинговых отношений, и правовой системой государства, и степенью влияния международных норм на внутреннее законодательство, и многими другими обстоятельствами.