В русском фольклоре существовал жанр собственно
исторических преданий.
Очевидно, важнейшую роль здесь играет
историческое предание,т. е. опять-таки – причина чисто психического свойства, явление общественной психологии.
Однако разграничить
исторические предания и собственно мифы очень сложно, тем более что в повествования об исторических событиях нередко включаются образы богов и различных мифологических существ.
Он знал русский язык, впоследствии записывал
исторические предания новгородцев и стал автором летописи.
Но при детальном рассмотрении чрезвычайно разнообразных
исторических преданий подтвердить этого не удаётся.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разреживание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нет ничего удивительного в том, что борромеевы кольца, овеянные
историческими преданиями и многозначным символическим смыслом, не могли оставить равнодушными химиков-синтетиков, вооружённых опытом получения катенанов.
Конечно, в
исторических преданиях сильны легендарные мотивы, они часто искажают факты, но правдивы по духу.
Эволюция средневекового новоязычного эпоса (в первую очередь французского и немецкого), возникшего, как уже говорилось, на почве
исторического предания, шла в направлении всё большего отхода от исторической основы и всё более активного сотрудничества с жанрами, ориентированными на художественный вымысел.
Редкие и сложные
исторические предания или мифы знали профессионалы-сказители.
Исследователи считают, что отдельные
исторические предания в связи с распространением письменности могли записываться весьма рано, ещё в до кириллический период.
В ранних формах эпоса какие-либо следы
исторического предания отсутствуют, зато явно проявляется связь с богатырской сказкой и архаическим мифом: герои эпоса (африканского, тюрко-монгольского, карело-финского, из письменных – «Гильгамеш», «Эдда», ирландский) обороняют мир от хтонических чудовищ, воинские доблести в них сочетаются со способностями шаманов и колдунов, они находят или изготавливают первые орудия труда и базовые культурные объекты (т. е. сохраняют некоторые реликты образов первопредков и культурных героев), подвиги их носят отчётливо сказочный характер.
Сюжетом этих сцен послужило какое-то выдающееся событие в жизни народа, которое, быть может, было засвидетельствовано
историческим преданием или воспето в героическом эпосе.
По его мнению, это – народное
историческое предание, которое подобно другим преданиям, записанным летописцем, «политически осмысляет события прошлого».
Кстати, агада – жанр достаточно свободный: действительно
исторические предания и легенды талмудической агады замешаны на фольклоре (хотя и приправленном нравственными поучениями).
В основе «Пополь-Вух» лежат древние майяские космогонические мифы, многочисленные мифические сказания и
исторические предания киче, их смутные реминисценции о долгих миграциях, столкновениях с другими индейскими народами и внутренних раздорах, генеалогические списки знатных родов, пророческие и другие тексты.
А психоаналитический сеттинг базируется на собственной силе воспоминаний (даже неосознанных) и на такой обстановке, которая призвана обеспечить максимум самостоятельной работы памяти; но за счёт действия переноса этот сеттинг вызывает повторную встречу с отрезком первичной социализации; он недоступен для любопытствующей общественности и не порождает никакого текста, способного стать
историческим преданием.
Мы знаем, насколько точен был «отец истории» в своих словах, и о том, с какой заботой он собирал
исторические предания и как скрупулёзно цитировал свои источники.
Один вопрос проводился в бесчисленных видах и слышался, можно сказать, повсюду: допустит ли солидный немецкий ум, немецкая верность
историческим преданиям, привязанность немцев к своему очагу и домашним порядкам, наконец немецкая потребность добираться до ядра каждой мысли – допустят ли они восторжествовать над собой легкомыслию и нечестию одного романского племени, растерявшего коренные основы человеческого и гражданского существования.
Тем самым происходит освоение
исторического предания в творческом опыте национальной жизни, где политические, религиозные и художественные традиции выражают идею культуры и идеал социального порядка.
Эта функция литературы как формы духовно-нравственного
исторического предания вызывала гораздо большее доверие и понимание у просвещённой и образованной по европейским образцам дворянской элиты общества, нежели проповедь, произносимая с амвона практически огосударствленной церковью.
Полевые материалы представлены
историческими преданиями, семейными историями о переселении в начале и середине XX века, текстами, раскрывающими особенности хозяйственных занятий, быта, традиционной кухни, семейной и календарной обрядности.
Согласно кассийским
историческим преданиям, давным-давно, на заре юности планеты, жили люди, прибывающие в мире и гармонии с природой.
Понятно, к чему испытывает тягу даже самый преданный любитель
исторических преданий.
Дискредитируя народные песни-жесты, прежде единственные источники
исторических преданий, подменяя сказки жонглёров не менее фантастическими байками, но опиравшимся на авторитет архиепископа, уже прославленного известными певцами, испанский монах, автор этого благоговейного подлога, приучал современников верить только тем рассказам, которые подтверждались книгами видных духовных лиц.
Действительно, при анализе картографических источников по истории русских географических открытий, исследователю уже в первых работах оказалось необходимым решить ряд сложных вопросов: как соотносятся общие космологические и географические представления (иногда мифические) с реальными знаниями определённой эпохи, каким образом эти знания фиксируются в
исторических преданиях разных народов и подвергаются критическому анализу и проверке в ходе научных или коммерческих экспедиций, каковы методы их фиксации в географических картах или непрофессиональных изображениях и рисунках, способы выявления, описания и передачи соответствующей информации на различных её носителях и в разных формах, – в частности, путём расшифровки рассказов аборигенов землепроходцами.
То, что произошло потом, стало частью
исторического предания, легендой, которую рассказывают всем американским школьникам.
Но самое удивительное то, что он имел историческое сознание и хранил
исторические предания в виде сказов и мифов, сохранившихся до сих пор, в частности в виде сказок.
Здесь существовал термин – толедот (родословная), показывающий происхождение
исторических преданий.
Здесь до революции, если верить
историческому преданию, общее число синагог почти равнялось количеству православных храмов.
Особая функция подобных рассказов выделяет их в самостоятельный жанр городского фольклора, соответствующий
историческому преданию в традиционной народной словесности.