С наступлением ночи берёт реванш прошлое: какие-то тени крадутся в коммуну;
дерево свободы оказывается на другой день срубленным или изуродованным, а фригийский колпак – сорванным с древка и запачканным испражнениями; из-за угла переулка, на глухой тропинке, глядишь, блеснул свет, раздался выстрел, упал человек, обливаясь кровью; неведомая рука ударом кинжала рассчиталась с местным якобинцем за давнюю обиду; иной раз захватят врасплох всю семью – муж изрублен саблей, женщины изнасилованы; дом горит, заливая горизонт заревом пожара.
Принципы 89-го года оказались попранными,
дерево свободы принесло страшные плоды.
В 1848 году
деревья свободы распространяются с невиданным прежде размахом.
Место, выбираемое для посадки
дерева свободы в пространстве коммуны, всегда значимо.
Будет много жертв, прольётся человеческая кровь, но роскошное
дерево свободы требует этих жертв.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: докумекать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако в XIX веке
деревья свободы вызывали бурные эмоции, прежде всего благодаря своему революционному происхождению.
Предатель – фрукт, которому лучше всего висеть на одном из суков
дерева свободы.
Им кажется, что они смогут убить змея и посадить там
дерево свободы.
Так осуществляется борьба за суверенитет, которая лежит в основе практически любого акта политического иконоборчества: вывешивая над своим окном тот или иной флаг или сажая на площади своей коммуны
дерево свободы, частный человек не только оповещает о своих политических взглядах, но и хотя бы на какой-то короткий промежуток времени утверждает в этом месте суверенитет той власти, которую символизирует этот знак.
В XIX веке роль гражданских семафоров могли играть
деревья свободы, кресты католических миссий, статуи «великих людей» с наиболее дискуссионной репутацией, некоторые мемориальные и/или погребальные колонны и сооружения.
Революционное
дерево свободы рождается в 1790 году; первоначально это знак восстания в виде шеста.
Дерево свободы образует вокруг себя сакральное пространство – пространство естественных прав.
В результате
дерево свободы разделяет жителей на два лагеря: одни поклоняются ему с рвением почти религиозным, другие, особенно на западе и на юге, ненавидят его лютой ненавистью.
В XIX веке
деревья свободы полностью сохранили эту способность порождать конфликты.
В самом деле, семиотика
дерева свободы эволюционирует в бешеном темпе.
Я сегодня был в городе и видел
деревья свободы повсюду: большие, маленькие и средние, уже посаженные, готовые к посадке или как раз сейчас опускаемые в землю.
Дерево свободы вновь превращается в призыв к восстанию, виселицу, указующую на нынешних врагов: где-то это «белые», где-то – «крысы» (сборщики налогов) и вообще все граждане, которые согласятся платить новый налог; им грозят крюками и верёвками.
Подобные сигналы извещают об исключении «партии порядка» из гражданского общества, эмблемой которой призвано служить
дерево свободы.
С этих пор
деревья свободы наделяются огромной подрывной силой: в глазах консерваторов всех сортов они, равно как и красные колпаки, венчающие их верхушки, отныне обозначают раздор, «анархию» и «коммунизм».
Зачастую место крестов, резко вырванных из земли или аккуратно перемещённых в безопасные места – в церкви или на кладбища, занимают
деревья свободы.
Красный цвет на любых носителях подвергается очень жёстким преследованиям, особенно после 1849 года и победы «партии порядка»: сильные префекты в эту пору стараются истреблять красные колпаки, ленты и пояса повсюду: от праздников местных святых покровителей до возмутительных фарандол и карнавалов, не говоря уже о верхушках
деревьев свободы или вывесках кабаков.