Охота для
архаичного человека всегда была сакральным действием.
Здесь необходимо сделать отступление и сказать, что
архаичный человек относился к смерти близких иначе, чем современный.
Ведь
архаичный человек крайне уязвим, он постоянно находится в ситуации неопределённости.
Вундт показывает, что, возникнув, представление о душе претерпело у
архаичного человека значительную эволюцию.
Такого рода первичная классификационная активность, порождённая избирательной адаптивной реакцией
архаичных людей на среду обитания, породила так называемую народную систематику (folk taxonomy) как часть «народной биологии» (Berlin, 1992; Atran, 1998, 1999а; Куприянов, 2005); её иногда обозначают как фолксономию (см. Википедию).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гуттация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так или иначе вычлененный и структурированный «умгебунг» как один из результатов такого рода приспособительной эволюции в определённых внешних условиях определённого сообщества
архаичных людей составляет их специфическую интуитивную онтологию (Cruz, Smedt, 2007).
Такой характер восприятия и различения/объединения наследует
архаичный человек, который воспринимает то, что значимо в его «умгебунге»: оно очевидно – значит, оно есть «на самом деле».
Рангу народных жизненных форм, который иногда считается основным в народной систематике (Rosch et al., 1976), соответствует следующий уровень деления: на нём растения почти неизменно делятся на травы, кустарники и деревья, в тропических лесах выделяются также лианы; среди животных
архаичные люди почти неизменно распознают млекопитающих, птиц, «гадов» (голые наземные четвероногие), змей, рыб.
Причём, зародившись в глубокой древности, она отразила в себе не только исторические и бытовые элементы жизни
архаичных людей, но и их духовную культуру.
Обычаи и формы трудовой деятельности, рельеф местности и свойства животных, страдания и смерть – всё это в представлении
архаичного человека результат деятельности первопредка.
Только насилие – насилие внешнее, над соплеменниками, или внутреннее насилие, насилие над самим собой, – может оторвать внимание
архаичного человека от сиюминутной потребности, потребности в пище, в наслаждении, в праздности.
И это же внешнее насилие постепенно вырабатывает в
архаичном человеке способность контролировать себя, заставлять себя совершать действия, направленные на достижение отдалённой, не сиюминутной, цели, то есть способствует его выходу из состояния архаичности, выковывает его волю, поскольку воля это и есть осознанное устремление к отдалённой цели.
Скорее всего, пути миграции
архаичных людей и неоантропов мало отличались.
Иначе так и останется дискуссионным вопрос этнографов о том, почему и зачем задолго до появления одежды
архаичные люди раскрашивали своё тело в различные цвета.
Как раз в этом случае, мы можем говорить о разнице в климатических условиях, наложившей отпечаток на восприятие окружающей действительности
архаичным человеком.
Но только внешнее насилие может заставить
архаичного человека возделывать поле или рыть оросительный канал.
Мы эти способности
архаичных людей оценили, как прогрессирующие, возможность к самоадаптации.
При этом, несмотря на то, что кроманьонцы и
архаичные люди скрещивались друг с другом достаточно часто, из самых значимых регионов генома человека исчезли типично неандертальские и денисовские вариации генов (https://nauka.tass.ru/nauka/6816151).
Подобные высказывания об эмоциональном, образном и ассоциативном характере мифологического мышления были встречены критикой, основным аргументом которой был вопрос, как пребывающий в плену ложных ассоциативных представлений
архаичный человек мог выжить в окружавшей его агрессивной среде.
Чувственный опыт
архаичного человека кодировался им прежде всего в языке, а затем и во всевозможных культурных контекстах (в мифах, ритуалах, искусстве и т. д.).
Известно, что
архаичный человек представлял окружавший его мир через систему ассоциаций, связанных с оппозициями свой – чужой, верхний – нижний, жизнь -смерть и т. д.
Со стороны современного европейского наблюдателя такая деятельность
архаичного человека могла показаться логической.
При этом феномены, воспринимавшиеся
архаичным человеком позитивно, он ассоциировал между собой.
Окаменелые остатки
архаичных людей находят по всему миру, и их датируют периодом последних нескольких сотен тысяч лет.
Другие вообще не относят
архаичного человека к H. sapiens,а называют его H. heidelbergensis.
Есть и такие, кто выделяет несколько видов
архаичного человека: например H. heidelbergensis, H. rhodesiensisи H. antecessor.
Современный H. sapiens sapiens – не единственная ветвь
архаичного человека.
Его признают непосредственным предшественником и частично современником
архаичных людей, которые, в свою очередь, предшествовали нам, современным людям.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что мифологическое мышление
архаичного человека являлось образным аффективно-ассоциативным мышлением.
Чувственное аффективное восприятие не только выполняло важные коммуникативные функции, на которых основывались социальные связи в общине
архаичных людей, но и ограждало последних от опасных для их жизни явлений и существ.
Деятельность первобытных охотников и собирателей, порождавшая негативные последствия, ассоциативно связывалась с этими последствиями, и в дальнейшем своём опыте
архаичные люди избегали её.
Понимание аффективно-ассоциативных связей, проводившихся
архаичным человеком между феноменами окружающего его мира, раскрывает и суть типичных семантических связей, выявленных структуралистами во всевозможных мифологических текстах.
На мой взгляд, происхождение бинарных оппозиций целиком и полностью обусловлено аффективным восприятием
архаичного человека.
Напомню, что подобным же образом
архаичный человек ассоциативно связывал доступный ему опыт с явлениями, которые он не в состоянии был понять.
С верхним миром, таким образом,
архаичный человек ассоциировал позитивно маркированные явления, с нижним – негативно.
Неандертальцы являются наиболее изученной группой
архаичных людей, причём постоянно появляются всё новые данные не только об их морфологии и генетике, но и образе жизни, когнитивных способностях и технологических навыках.
Эти факторы в сочетании с конкуренцией с Homo sapiens за пищевые ресурсы в одной и той же экологической нише, могли привести к исчезновению
архаичных людей [159].
Семантические связи, соединяющие между собой позитивно или негативно маркированные представления
архаичного человека об окружающем его мире, являлись достаточно гибкими и варьировались в самых различных контекстах.
Выделяя их,
архаичный человек мог ассоциативно соединять самые разные предметы и явления; отсюда и вся причудливость традиционных мифологических систем.