Ещё одна тенденция в историко-философской литературе, посвящённой
античному скептицизму заключается в том, что исследователь, подробно рассматривая какой-либо вопрос или проблему, привлекая множество свитетельств источников, анализируя и сопоставляя различные точки зрения, в результате (как бы следуя практическим рекомендациям скептиков) не приходит ни к какому определённому выводу, воздерживается от него, а вернее – предлагает в качестве вывода невозможность последнего.
Также ряд исследований
античного скептицизма представлен в английской историко-философской литературе второй половины XIX – первой половины XX века.
Наконец, возможна и третья, своего рода «средняя» точка зрения, согласно которой
античный скептицизм представляет собой общую интеллектуальную направленность эллинистических философских построений, выразившуюся, прежде всего, в скептической и протестной настроенности представителей различных школ этого периода.
Это понятие является скорее неопределённым, чем определённым, т. к. оно не имеет ясного содержания и чёткого объёма: совокупность идей, хронологические рамки и круг представителей
античного скептицизма возможно прочертить лишь приблизительно.
Его сочинение в большей степени рассматривается как один из важных источников по истории
античного скептицизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: амбаришко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому, возможно,
античный скептицизм явился неким историческим рубежом, с которого теоретическое мышление «раздвоилось» на старое, философское и новое, научное мышление, и стала развиваться, наряду с философской картиной мира, научная картина мира.
Используемые в настоящем исследовании источники возможно подразделить следующим образом: во-первых, источники, на основании которых можно определить наиболее важные вехи философской и исторической эволюции
античного скептицизма в допирроновой философии и, во-вторых, источники, позволяющие проследить эволюцию собственно скептицизма в античной философии и произвести его историко-философскую реконструкцию.
Таким образом, «Пирроновы положения» представляют теоретическое ядро
античного скептицизма.
Поэтому ниже предложенное рассмотрение освещённости
античного скептицизма в историко-философской литературе строится по хронологическому принципу.
Далее следует отметить, что немалое внимание уделили
античному скептицизму немецкие историки и филологи второй половины XIX– начала XX века, внёсшие значительный вклад в изучение древнего скептицизма и вообще античной философии.
Главный тезис
античного скептицизма заключается в отказе субъекта от каких-либо суждений, либо в стремлении человека сформулировать вывод, основываясь на вероятностном знании.
Из сети
античного скептицизма ещё есть несколько широких путей в свободную страну знания; но если в ходе истории фундаментальное сомнение захватывает всё больше жертв и блокирует эти пути, возможность вырваться из него становится всё более ограниченной.
Кроме того, в большинстве случаев, сочинения об
античном скептицизме носят, по преимуществу, констатирующе-описательный характер.
Так, например, трудов, вышедших за последние сто лет и посвящённых исторически параллельным
античному скептицизму направлениям, – стоицизму, кинизму и эпикуреизму, – во много раз больше, чем исследований, посвящённых скептицизму (приблизительно несколько сотен против нескольких десятков наименований).
Кроме того, по теме и предмету исследования, – в ракурсе сопоставления
античного скептицизма с современными эпистемологическими идеями – на настоящее время не существует прямых систематических научных разработок.
Однако автору, специально знакомившемуся с литературой по данному вопросу, не встретился материал, который анализировал бы в указанном контексте именно традицию
античного скептицизма.
Тем не менее, теоретики науки почему-то не проявляют интереса к множеству «точек соприкосновения» «методологического сомнения» в науке с сомнением, проповедуемым
античным скептицизмом.
Сущность
античного скептицизма, на мой взгляд, состоит в открытии характера человеческой рациональности, не обеспеченной никакими внешними (по отношению к ней) гарантиями своей надёжности как инструмента достижения истины.
Эвристика
античного скептицизма откликнулась также в феномене философии науки с рождения этого феномена в середине XIX века и по настоящее время.
Поэтому автор предпринимает попытку рассмотреть
античный скептицизм как эпистемологию– открытую времени философию человеческой рациональности.
Предмет данного исследования представляет новый поворот темы
античного скептицизма.
Тем самым
античный скептицизм исследуется, помимо прочего, и с точки зрения его связи с традицией философии научной рациональности (философии науки) – традицией, охватывающей период с середины XIX века по настоящее время.
При классификации основных типов, или форм
античного скептицизма применяется формально-логический метод деления понятия.
Первая глава повествует о предшественниках
античного скептицизма и его историческом развитии.
Так, ряд аргументов против знаков выдвигает крупный теоретик
античного скептицизма в 4-й книге «Пирроновых речей».
Гностики пошли ещё дальше
античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи».
Античный скептицизм чужд историчности; он сомневается и просто отрицает.
Что, как вы помните, является краеугольным камнем
античного скептицизма.
На страницах «Критики чистого разума»
античный скептицизм перерос в релятивизм, чтобы оправданность трансцендентных суждений оказалась опровергнута.
Внутри западного духовного мираостается ещё третья, соответствующая
античному скептицизму возможность,которая характеризуется неведомым прежде методом сравнительной исторической морфологии.
Античный скептицизм аисторичен: сомневаясь, он просто отрицает.
Ни одного сочинения (монографического характера), целиком посвящённого исследованию
античного скептицизма, в русской дореволюционной историко-философской литературе нет.
Как уже говорилось,
античный скептицизм представляет собой, по крупному счёту, своего рода «целину» в историко-философской науке как отечественной, так и зарубежной, является малоизученным философским явлением и, вследствие этого, остаётся во многом непо́нятым.