Я несу персональную ответственность за невзвешенные утверждения, идущий вразрез с вашим научным
этосом воинственный тон и ошибки.
Прежде чем рассматривать все эти положения более обстоятельно, отметим, что имманентным системным механизмом утверждения в каждой культуре адекватного ей героического
этоса служит традиция.
Напри–мер, Гераклит считал, что
этос человека – это его божество.
Учёные продолжали следовать
этосу служения государству, обществу и культуре, то есть видели себя в качестве хранителей знания в условиях апокалипсиса.
Пафос ограничивается категорией
этоса, т. е. может реализовываться лишь в пределах определённого места и времени.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: малозольный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В отличие от крестьянских масс, рассматриваемых как некий низший вид живых существ, лишь эти книжники, полностью укоренённые в шумерском аристократическом
этосе, считались полноценными людьми.
Сначала под
этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы.
Вводимое здесь нами понятие «коммуникативной реальности» имеет историко-культурную, междисциплинарную подоплёку, позволяя генетически (и исторически) связать всех трёх субъектов научного познания, идентифицируя их посредством принадлежности к общему
этосу науки.
Ясно, однако, что свойственные русским неприхотливость и небрежность в быту, стойкость и выносливость в лихие времена, изобретательность и иррациональность в хозяйственных делах, подвижничество и взаимовыручка в социальных вопросах и многие другие черты русского
этоса появились не из космоса, а стали мировоззренческими характеристиками нации в ходе подвижнического перемещения по имперским российским просторам, героического противостояния в многочисленных кровопролитных войнах, разрешения внутренних социальных противоречий, хозяйственного и личного взаимодействия с другими народами, конвергенции религиозно-утопических представлений о справедливости и обескураживающей реальности.
Сражаться и любить! – вот главная заповедь (парадигма) рыцарского
этоса.
Практически насильственное закрытие «вестников» и их замена «Учёными записками» знаменовали собой воцарение
этоса государственного служения и декларацию вспомогательной роли университетов в деле модернизации империи.
При всей очевидности коммунитарного характера университетской жизни (объединяющей её участников общностью пространства, взаимосвязанностью задач, корпоративного
этоса, университетской идентичности) использование категории «сообщество» всё же нуждается в дополнительной аргументации, прояснении характера и способов взаимодействия.
Подобные традиционные установки устойчиво сосуществовали с иными, чаще ассоциируемыми с более рационалистическим или современным бюрократическим
этосом, приверженным примату государственных институций или верховенству права.
Например, несмотря на серьёзные усилия по изменению к лучшему нравственного состояния внутри учебных заведений, общий
этос школы существенно не поменяется, пока структура и характер экономики не изменятся таким образом, чтобы обеспечить значимое и социально востребованное трудоустройство для сертифицированных выпускников.
Особое место в методологии занимает понятие
этоса как «выражения культурно стандартизированной системы организации институтов и чувств индивидов».
Позже оно приобрело другой оттенок:
этосом стали называть образ жизни и характер.
Через хозяйственную культуру формируется хозяйственный
этос, или (в данном случае) экономический характер общественной страты, нации, народа.
Этос власти определяет поле руководящих начал, правил, образцов и эталонов, регулирующих поведение для обеспечения совместной жизни на основе механизмов убеждения, подавления и волевых решений, которые вытекают из чьих-либо интересов, проводятся ради них, служат для отстаивания их и им отвечают.
Его пафос был ничем не стеснён, но птицы не предложили проповеднику никаких условий
этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло.
Следование этим установкам правосознания ведёт к утверждению устойчивой системы правового поведения – правового
этоса.
Первоначально смыслом слова
этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.
Субъективные впечатления вступали в резонанс с общим ходом событий, подтверждавшим масштабные изменения
этоса, принципов существования.
Идеология общества потребления противоречит и разрушает
этос мобилизационного общества и его структуры.
Не в последнюю очередь мировой
этос требуется мировому рынку!
То, что это именно интеллектуальный
этос, легко продемонстрировать.
Описания и интерпретации этих конфликтов аккумулировали в себе вообще присущее христианскому
этосу тревожное осознание проблематичности, амбивалентности статуса человека, трагическое ощущение им неустойчивости и неустроенности мира.
Как антитезис по отношению к идеям музыкального
этоса звучит положение о том, что музыка содержит лишь этически нейтральное чувственное наслаждение.
Учёные, принимая приглашение на участие в работе институализированных при том или ином ведомстве структур, руководствуются своим гражданским долгом и следуют принципам
этоса науки.
Род мышления, развивающийся на основе
этосов высших классов, ориентирует не на материальный интерес, а на «созерцание» спокойного царства прошлого, великих людей и великих деяний.
Но есть и другой аспект философского
этоса, который также выражает её природу.
Каждое общество обладает определённым
этосом, означающим совокупность ценностей, образующих символ веры, трансцендентальную этику, нравственный фундамент общества.
Эти издания в каждый момент времени представляют актуальный предмет отдельных наук для широкой аудитории, активно используются коллегами-учеными в работе и позволяют вводить в науку студентов, будущих учёных, тем самым формируя и поддерживая единый
этос науки.
Племенной
этос был соединён с «третьей мировой теорией», которая трактовала демократию как систему народного самоконтроля.
Основной замысел книги состоял в том, чтобы предложить культуральное объяснение экономических изменений с акцентом на роли протестантского
этоса, или системы ценностей, особенно идеи «призвания», в процессе накопления капитала и широкомасштабного роста торговли и промышленности.
Осознавая своё существование как собственную задачу – «что нам, людям, можно и должно делать с нами самими» (Рорти, 2003, с. 33), – «человек делает себя сам, формирует собственный
этос, культивирует в себе субъекта действия» (Лехциер, 2005, с. 55) и, фактически, трансформирует «себя наличного» в «себя иного», руководствуясь при этом собственными целями и представлениями о том, кем он хочет, может и должен становиться.
Но экстремальное проявление сил добра через явление
этоса может повториться.
Эта попытка искоренения всякой взаимности в том, что касается риска быть подверженным насилию в ходе конфликта, изменяет не только материальное обеспечение вооружённого насилия с технической, тактической и психологической точек зрения, но и традиционные принципы военного
этоса, который всегда был официально основан на отваге и духе самопожертвования.
С его точки зрения, групповые
этосы сохраняются на любой стадии общественного развития и проявляются как способности представителей той или иной социальной группы к различным родам познания.
Эти вопросы и предположения определили наш поворот от эстетики времени к философии возраста и анализу возрастных
этосов и в какой-то мере задали оптику рассмотрения жизни в её возрастной проекции.
Например, установка на то, что любой нарратив имеет право на существование поскольку история – не наука и изучает одни «высказывания» и что историческая истина недостижима, и что, следовательно, согласованность суждений есть лишь вопрос конвенции, взаимного соглашения, – такая установка разрушает
этос сообщества.
Наблюдение за битвами и участие в военных играх способствуют выработке специфического
этоса воина, способного хладнокровно созерцать ужасы войны.
О первых двух чертах речь уже шла, теперь настал черед праздности, которая сама по себе признается всеми христианами тяжким грехом, ну а с точки зрения кальвинизма и буржуазного
этоса может быть причислена к наитягчайшим порокам.
Приглядимся – мы говорим о том нигилистическом безразличии, враждебном началу любви и нравственной личности в человеке, ценности для него бытия, которое пронизывает
этос цивилизации, на которое человек обречён как на «типический» способ его существования.
Не случайно знать презирала купцов, считая, что торговля – дело недостойное, грязное, выходящее за грани традиционного
этоса, а сами купцы выскочки и проходимцы.
Логика классов, надстраивающаяся над
этосом классовой борьбы, примитивизирует научное познание и создаёт чёрно-белое видение социальной реальности.
По мере своего развития это представление переходит к утверждению о том, что человек обращается к дереву как к равному или даже вышестоящему существу, наделённому определённым характером и личностью с человеческим
этосом.
Если одна и та же вещь в точке эстетического события может восприниматься и как старая, и как ветхая, не логично ли предположить, что нечто подобное может иметь место и в старческом
этосе?