Процент
цезуры в дольниках почти такой же, как в народном оригинале.
Все их нарративы обрывались на начале 1830-х годов, указывая тем самым на историческую
цезуру.
Единственная
цезура университетской истории, которую он зафиксировал, приходится на 1815–1825 гг.
И я шагал мерно с ружьём на плечах, делая паузы на многочисленных
цезурах.
Разумеется, как в музыке и в поэзии, в архитектуре ритм может быть не только метрическим, но и сложным, с акцентами спаренных вертикалей, с
цезурами оконных проёмов и длинными паузами нерасчлененных стен.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сварадж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Они представляют собой вот эти комбинации во время хоровода, не расцепленного и не соединённого – аккорд, опять три ноты, опять
цезура, и вдруг мужская фигура.
Проверка по отдельным сотням показала, что для статистики
цезур объём в 500 стихов вполне достаточен и прибавление новых сотен почти не влияет на средние показатели.
Во всех этих случаях
цезура не рассекает слово, а только отсекает проклитику, т. е. при некотором насилии может быть сохранена в чтении.
Судя по нашим подсчётам, изменения в распределении
цезур 13-сложника следует считать не эволюционными, а революционными.
Разумеется, все эти изменения находятся в прямой связи с изменениями, рассмотренными в предыдущем параграфе: падение ямба и анапеста – прямое следствие падения женской
цезуры, которая одна позволяла первому полустишию иметь ямбическое или анапестическое звучание.
Число возможных чистых форм в 13-сложнике понятным образом ограничено: оно составляет 25 для 1‐го полустишия (при ударении на 5‐м, 6‐м или 7‐м слоге, в зависимости от мужской, женской или дактилической
цезуры) и 5 для 2‐го полустишия (при последнем ударении на 5‐м слоге).
И не только количество, но и позиция пропущенных ударений становится всё заметнее: в первой строфе все
цезуры мужские, во второй – одна дактилическая («ветрило бледное…»), в третьей – две дактилические («русалка белая…», «уснуло озеро…»), ритм как бы становится не только легче, но и мягче.
В таком контексте революция была бы одной из форм радикального изменения общественного строя, хотя надо признать, что формой максимально эффектной, наглядной и зрелищной, так как она выстраивает в коллективной памяти очень отчётливую
цезуру между старым и новым порядками.
Словораздел, занимающий во всех стилях некоторого текста постоянную позицию, называется
цезурой; обычно он расположен в серединной части стиха и делит стих на два полустишия.
Силлабическая система, как и тоническая, метра не имеет: слоговой объём стиха (а при наличии
цезуры – и полустишия) в ней учитывается слухом, но положение ударных слогов не учитывается, и поэтому ритмическое ожидание (предсказуемость) отсутствует и здесь.
Для наглядности обобщим эти показатели: во-первых, объединим (для III интервала) ритмические вариации с наличным и с пропущенным ударением на последнем месте (т. е. 1. и.2–;.2. и. 3–;.3. и 4–); во-вторых, объединим (для II интервала) ритмические вариации по слоговому объёму интервала, независимо от положения
цезуры (то есть 0 + 2, 1 + 1 и 2 + 0 объединяются в интервале.2. и т. п.); в-третьих, объединим (для всех трёх интервалов) вариации.3. и.3.
Наиболее употребительным в народной поэзии является трехиктный стих с двухсложной (по большей части) анакрусой и двухсложным (по большей части) окончанием – былинный стих; менее употребительны двухиктный стих и четырехиктный стих (делимый
цезурой на два двухиктных полустишия).
Опыт оказался неудачным: «александрийская»
цезура ломала стих пополам, тождество полустиший усиливалось постоянством мужских окончаний, всякое подобие диподической структуры исчезало.
Это восстание стало своего рода
цезурой, послужившей во многом опорой для становления польского романтизма и давшей ему историческое обоснование.
Желание становится той силой, которая не только сближает, но и не даёт этим двоим слиться в одно целое, и любая попытка трансгрессии через это разделение делает ощутимой
цезуру между ними.
Печать почти уничтожена, ибо требования
цезуры чрезвычайно завышены.
После каждой декламации следовала благоговейная
цезура, затем – благоговейный же комментарий.
Но сама оригинальность – несомненное достоинство, и достигается она не за счёт новых размеров или необычных
цезур, а путём нового сочетания хорошо известных элементов.
Цезура смерти – исходная точка наследия и памяти, а плач по покойнику – начало всякой культуры, он заполняет пением, молитвами и сказами разверзшуюся пропасть, внезапную тишину, вновь оживляя то, что ушло.
Это минус-время можно условно представить вертикальной чертой, пересекающей место
цезуры, и тогда в нём проявятся качества пространства, которое вмещает в себя лирическое время и лирический сюжет.
Хусаинов останавливается на чередовании 10- и 9-сложника (при этом словораздел в таких строках обычно проходит после четвёртого и второго слога: 4+2+4 и 4+2+3), упоминая и чередование 8- и 7-сложника, где 8-сложный размер складывается из разделённых
цезурой полустиший по четыре слога или в пять и три слога длиной (стр. 16, 19).
Во-первых, он идеально чувствует, где в пятистопном ямбе сделать
цезуру, чтобы читатель ощутил живое дыхание живого человека.
Обязательна ли в этом ямбе
цезура на второй стопе?
Далее: в китайских стихах (особенно классического периода) с количеством слогов в стихе больше четырёх наличествует строго фиксированная
цезура, располагающаяся перед третьим от конца стихотворной строки слогом.
Так, для 7-сложника он обнаруживает два вида строки: 4+3 и 3+4 (то есть стихи, в которых
цезура находится после четвёртого или третьего слога соответственно), а 8-сложник существует в трёх разновидностях: 4+4, (3+2)+3, (2+3)+3 (стр. 106‒107).
Сложная мелодия развивалась без пауз, не имея
цезур для вдоха, что требовало от исполнителя незаурядного мастерства.
Мне представляется иногда, будто всё здесь слилось воедино в стремлении к высокому поэтическому настрою: и природа, в своём особенном ритме чередующая времена года, отмечая их смену переменой ветров и цветением разных деревьев; и угловатые чаши полей, высокие межи которых – вспомним слова старого русского поэта – сами кажутся рифмами стихотворения; и реки, подобно
цезурам рассекающие вытянутую с севера на юг землю; и полотнища горных лесов, похожие на парчовые футляры старинных рукописей; и вздымающиеся посреди пашен и прибрежных вод скалы, причудливые, как иероглифы древних стихов.
Большие буквы, поэтика больших букв предполагает
цезуру, остановку внутри или в конце строки – вход для вневременного и внесловесного.
Стихотворение, лишённое
цезуры, паузы, мгновенного, но явного безмолвия, состоит именно из таких слов, оно – машина по их созданию.
Плюс плавающая
цезура и наличие в первых двух стихах прямого анжамбемана, который делает звучание не надломленным (как у иных), а производит «открытый перелом» музыкальной фразы, интенсифицирующий глубинный и эксплицированный смысл «тоска».
Натужно поднимается, минутные
цезуры.
Люблю
цезуру на второй стопе.
Силлабика использовалась в фольклорной поэзии, где была распространена жанровая форма «гошма», состоявшая из 11-сложников, содержавших либо
цезуру после шестого слога (6+5), либо два регулярных словораздела после четвёртого и восьмого слога (4+4+3) (стр. 29).
Построение – часть формы, отграниченная
цезурой. Части формы могут быть соединены ходом.
Применяя
цезуру, как правило, всегда, я разрешил себе в очень небольшом количестве строк отступление от неё, оговаривая, что мои бесцезурные строки не совпадают с бесцезурными строками оригинала.
Но порой она использует такие обаятельные
цезуры, а стих обретает такую гибкость, что хочется забрать это ритмическое пиршество с собой и никогда уже не отпускать.
С нежной
цезурою уст, с вольным размером любви.
Живые некогда смыслы и контексты отныне требуют культурно-исторического комментария; цивилизационная
цезура холокоста и последствия коммунизма по сей день тормозят импульсы обновления, так как питают потребность в сохранении наследия – тенденцию в буквальном и безоценочном смысле консервативную.
Особенно это важно для композиторов не владеющих игрой на музыкальных инструментах – дыхание даёт жизнь мелодии, правильная
цезура или пауза фокусирует внимание на главном в музыкальной фразе, расставляет логичные запятые и точки.
Так наша переписка стала похожа на живое и тёплое общение, в котором обсуждались идеи, случайности из жизни и биографии двух незамужних и ни к чему не обязанных барышень, прошедшие
цезуру лагерных критиков-надсмотрщиков, а потому политкорректных как выпуски международных новостей по радио.
Во-первых, метрика: одни стихи приводятся целиком, другие (большинство) составлены из полустиший, разделённых обычной в гекзаметре серединной
цезурой, третьи соединяют короткое начало стиха с длинным концом или наоборот.
Вот что, к примеру, вы знаете о хорее, спондее или ямбе, или о ритмических значениях малых
цезур…
На десятой станции я видел не раз, как самые утончённые формации человеческие, модницы, директора банков, жандармские ротмистры, подписчики толстых журналов, отрясая кандалы цивилизации, брали в левую руку «фунтик» из просаленной бумаги, двумя перстами правой почерпали из него замкнутый в серо-полосатую кобуру поцелуй солнца, и изысканный разговор их, из нестройной городской прозы, превращался в мерную скандированную речь с частыми
цезурами, в виде пауз для сплёвывания лушпайки.