Много всего героического и ужасного помнят
хакасские степи с сиреневыми холмами у горизонта, с торчком стоящим плитняком на могилах, с блеском солёных и пресных озёр.
Редкие горные выступы – второй важный элемент
хакасских пейзажей.
Старинная
хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой.
Так,
хакасские охотники перед исполнением сказок прямо обращались к духухозяину местности: «Ты послушай, да больше нам зверя давай, а мы тебе больше сказок будем рассказывать».
По
хакасским поверьям: «Когда огонь свистит, это означает, что хозяйка огня захотела кушать».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: занадобиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Там же приводятся сведения о тувинской, алтайской и
хакасской поэзии.
Я встретил вернувшегося из ссылки
хакасского шамана, провёдшего 10 лет в лагерях на севере.
Именно там, среди широких просторов
хакасских степей, начался их бурный роман.
– Ох и падкие ж вы на доллары! Сколько раз я вам говорил, что
хакасские петроглифы не только уникальны, они бесценны для нашей истории и культуры!
Некоторое место в книге уделено предварительным наблюдениям о
хакасской рифме и строфике.
В контексте нашей работы мы рассматриваем
хакасский народ как этническую группу коренных жителей со значительной долей традиционных элементов в культуре и русский народ как сибирский субэтнос русской культуры.
В середине XX века на основе двух из них был создан литературный
хакасский язык.
Кстати, некоторых надписей и рисунков на древних
хакасских камнях, запечатлённых им когда-то с фотографической точностью, уже не существует в природе: увы, они навсегда уничтожены «заботливыми» руками современных варваров.
От
хакасского слова пыраат, восходящему к термину бури (тюрк.) – волк, или бури-ата – волк-отец, предполагающий тотемный характер этнонима, так как многие древние бурятские роды почитали волка как своего прародителя.
У каждого
хакасского рода веками был свой камень-святыня, в котором, по верованию народа, была заключена душа рода.
Обзорная статья о
хакасском стихе [Трояков 1964] содержит самые общие сведения о своём предмете, данные с позиции стопной теории.
На этом посту он обрабатывал подстрочники
хакасских сказок.
Первые исследования, посвящённые собственно
хакасскому искусству, появляются с 70-х гг. XX в.
После мы стали дружить. Вместе ездили по выходным отдыхать на
хакасские озёра, вместе справляли праздники и дни рождения…
Из логических процедур, задействованных в настоящем исследовании, наиболее активно применялись теоретические методы (анализ социально-философской, социально-антропологической культурологической, этнологической, этнопсихологической, искусствоведческой научной литературы, основополагающих исследований учёных по проблеме конструирования этничности, опробование рабочей гипотезы), эмпирические (наблюдение, анализ, интерпретация произведений
хакасского изобразительного искусства) и метод интроспекции (рефлексия).
То же самое проделывали
хакасские женщины, когда гремел первый весенний гром, и появлялась зелень – признаки весеннего пробуждения природы [Львова, 1988, с. 144].
Когда отгремели залпы рубиновых искр, гости разбрелись кто куда – одним хотелось поплутать по зелёному лабиринту из кустов шиповника, другие предпочли отведать кумыса в
хакасской юрте, разбитой под большим дубом в центре сада, где приветливая супружеская пара в шёлковых вышитых халатах раздавала традиционное для кочевников угощение.
Социально-философское исследование стратегий конструирования позитивной этнической идентичности в символическом «поле» искусства обусловило применение содержательного анализа произведений национального изобразительного искусства на материале анализа
хакасской художественной школы.
На самом деле каждый каменный балбал символизирует поверженного древним
хакасским рыцарем врага.
Эта линия передавалась у нас в роду по женской
хакасской линии, т.е. моя бабушка, которая, кстати, научила меня гадать на картах ещё в детстве и некоторым молитвам, тэнгрианским и православным, должна была передать эту линию преемственности моей матери, которая по разным обстоятельствам личного и политического характера не смогла получить это наследие, т.е. этот дар, вследствие чего сильно болела.
В этой связи межкультурные коммуникации
хакасского и русского народов представляют наибольший интерес, так как являются ярким примером тесного взаимодействия, взаимообогащения культур.
Одним из решений этой задачи, с точки зрения наших исследовательских интересов, может стать межкультурный анализ взаимодействия двух народов, выявление межкультурных различий, специфики
хакасской и русской культур, а также интегративных тенденций в их взаимоотношениях.
Прежде чем ответить на вопрос, в чём заключается своеобразие межкультурного взаимодействия
хакасского и русского этносов, как избежать трудностей и достичь успеха в межкультурной коммуникации, необходимо уяснить содержание таких понятий, как этнос, этническая культура, коммуникация в целом и межкультурная коммуникация в частности, изучить теоретические особенности межкультурных процессов, влияние культурной принадлежности участников коммуникации на её результат, обозначить параметры сравнения и сопоставления культур.
Смотрят на нас из юрт своих небесных могучие алыпы, что вершили дела славные на земле
хакасской.
Современная
хакасская по вкусу, содержанию и консистенции ничуть не хуже советской, и хотя банки уже не луженные изнутри, а покрытые каким-то специальным лаком, они запросто могут храниться лет пять.
Одну из остановок я сделал на гряде старых
хакасских могильников.
Рассказчик – хакас, человек совершенно городской, с высшим образованием, чуточку обрусевший, в аале, как называются
хакасские деревни, у родственников бывал редко, разве что по большим праздникам.
Кстати,
хакасское название «арга» – хребет (лодки дракона) и наименование корабля «Арго» переданы одним словом.
А неподалёку сияла сцена с проводами и аппаратурой, и пела
хакасская молодёжная группа, и звук басов был тем же голосом бубна, но усиленным в несколько сотен раз.
Третий мой
хакасский камень с одной стороны похож на молоток, каким вполне можно было раскалывать кости прежде чем высосать из них сладкий мозг, а с другой – это фигурка, каменный истуканчик, прообраз степных изваяний, он так весело торчит у меня на полке, словно полон воинского духа, доблести и оптимизма…
Скифская баба стояла в белёсой высоте
хакасской степи.
Доходы населения в
хакасской глуши – достойны реквиема.
Дед выглядит молодцом, на комплименты отвечает комплиментом себе же – достаёт из часового карманчика маленькую чёрную фигурку: редчайшая вещь,
хакасский божок плодородия, владеющий им – сам священен, за обладание им могут вестись набеги и войны, деду он достался при чрезвычайных обстоятельствах, когда на нарах скончался другой великий вождь, последний шаман крошечного племени.
– Представляешь, они будут играть в
хакасском костюме итальянскую жизнь!
Но вот что интересно,
хакасские личины не имеют в своих очертаниях, в своём образе тёмной, инфернальной проекции, которая свойственна амурским и многим другим подобным изображениям.
Натуральные
хакасские юрты, и возле них – столы.
Учитывая пустоту
хакасской степи, не лишнее.
Все хорошо – но экскурсии, которые водят по кургану два мужика, очень определенные:
хакасский национализм самого низкого пошиба, и сплошь мистика.
Теперь точно знаю, что не верны предположения о недокопанности кургана: если бы на глубине двух-трёх метров спал бы вечным сном скифский вождь,
хакасским экскурсоводам позавидовать стало бы трудно: покойник наверняка вскочил бы разбираться с этой публикой, и мало бы не показалось.
И вот в в вечерних сумерках уже среди голых
хакасских холмов выплыла навстречу несуетному моему поезду железнодорожная станция со сказочным названием «Сон».
Поскольку станция называлась так странно, то и всё местное казалось мне таким же: сонные бабушки, сонные собаки, да и поезд, минующий
хакасские степи сквозь, так сказать, Сон.
И вот, проснувшись ранним-ранним утром в абсолютно спящем поезде где-то посреди чуть всхолмлённой бескрайней
хакасской степи, я, естественно, потянулся к окну.
Выпустила пять книг переводов
хакасской поэзии.
– Обрыбишься! – огрызнулся
хакасский паренёк. – Вы наше озеро через сито процеживаете, икре подрасти не даёте, а мы вам звук убавляй!.. Но, пш-ла-а-а!