Древняя
мансийская легенда: охотник взял в жёны местную красавицу, но его сестра невзлюбила невестку, позвала её кататься с горы, поехала следом и с разгону проткнула лыжами.
Помянутые
мансийские князьки повадились незваными заявляться в гости с дружескими визитами, после которых исчезало немало добра.
Во-первых, по тропе недавно прошёл
мансийский охотник, и ребята часть пути двигались по его лыжне, пока она не ушла в сторону.
Известно, что в XI–XII веках
мансийские юрты и паули начали объединяться в княжества.
В ту ночь мы решили не ставить палаток, а заночевать в свежевыстроенной
мансийской бане.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облапливать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рядом со столом она поставила ведро, в котором дымились ветки лиственницы –
мансийское средство от комаров.
Вот только вскоре надвинулась напасть почище
мансийских князьков-грабителей.
Если в
мансийских сказках и легендах что плохое случалось, то виноват был непременно он.
Во всяком случае, в кондинском (южно-мансийском) диалекте
мансийского языка гласный звук [ы] «встречается лишь в отдельных словах» [Баландин, Вахрушева, 1958, с. 9].
Просто при переводе
мансийские названия можно трактовать по-разному, подумаешь – велика ли разница, зато смысл сразу меняется.
Там же видно положение палатки, кедра, погибших (Д-Дятлов, С-Слободин, К-Колмогорова), границы каменных гряд и леса (три ели и кривым пунктиром – граница высокоствольного леса), положение
мансийского чума и отмечены расстояния между основными ориентирами.
У каждой
мансийской семьи, кроме постоянного пауля, зимнего дома, по тайге разбросаны шесть-семь вор-кол (лесные дома).
То тут, то там на деревьях попадались
мансийские засечки.
Снова громыхнуло зимнее небо, врос лес обратно корнями вниз, сошёл с земли снег, и пришла на
мансийскую землю весна, как пришла она и в сердце молодого охотника.
Я посмотрел на собачек – маленькие
мансийские лайки.
Она застенчиво улыбнулась
мансийскому отшельнику.
Считается, что по некоей древней
мансийской легенде, когда-то на этой горе погибли девять манси.
В одном месте им попался
мансийский лабаз – настил на высоких столбах, или «избушка на курьих ножках», как его прозвали дятловеды.
В последние годы много внимания уделяется «возрождению
мансийской культуры и развитию этнотуризма»: в восстановленных деревнях строят туристические комплексы, то и дело устраивают всевозможные выставки, фестивали и показательные выступления.
По-русски он говорил с сильным акцентом (
мансийский акцент слегка напоминает эстонский), но в первые же пять минут общения его речь обнаружила довольно обширный словарный запас.
Неудивительно, что её увлекала эта тема, о художественных достоинствах
мансийских преданий писали многие.
– Потому что он – лайка
мансийского типа. А вырастет – ещё красивей станет. Какие у него родители! Папа такой же рыженький, а мама серая.
Подземный мамонт упоминается и в
мансийских сказаниях.
Так, в хантыйском имеем: себар хул или манси хул, т. е. „себарская рыба или
мансийская рыба“ (елец).
Забавно, но до сих пор находятся авторы, которые именуют и это «восстание», и грабительские налёты
мансийских князьков на строгановские владения «национально-освободительной борьбой коренного населения против русских колонизаторов».
На чусовском
мансийском диалекте словом «утя» обозначается река, вода.
Остановка на ночлег на
мансийской тропе.
Этот человек назвался
мансийским именем, хотя внешне был мало похож на местного жителя.
В большинстве хантыйских и
мансийских мифов реализуются сюжеты, характерные для финно-угорской мифологии в целом, однако они очень красочны, густо насыщены глубоко оригинальными причудливыми фантастическими деталями.
– С
мансийского переводится буквально – «не ходи сюда»…
Говорят, что один из крупных деятелей
мансийского бизнеса застрелил свою секретаршу, которая принесла ему чай. Или она, или чай пахли не тем.
Модель – справная девица с явным
мансийским предком.
По периметру избы нары из жердей, где обычно спали под меховой одеждой или шкурами животных все члены
мансийской семьи.
По-видимому, здесь происходили процессы становления современных манси на основе слияния
мансийских (пришлых с юга и запада), местных аборигенных и хантыйских групп.
Во время обрядов поклонения духам и «медвежьих игрищ» хантыйский и
мансийский ребёнок идентифицировал себя с разными этническими сообществами, осваивал язык, этические нормы.
Дело в том, что история о смерти девяти охотников-манси – на самом деле не история, а часть
мансийской мифологии.
По традициям советского картографирования, большинство этих
мансийских вершин, каждая имевшая у манси своё название, – на советских картах обозначалось вообще просто как безымянные высоты – то есть просто число, указывающее высоту горы.
Может, всё-таки есть в тех местах, в тех глухих
мансийских горах, что-то особенное…
В лесу на деревьях встречают
мансийские зарубки и значки.
Закончилось тем, что туристы поднялись со льда наверх и двинулись по склону долины через тайгу, – катили по обнаруженной тропе, накатанной
мансийскими нартами и срезавшей изгибы реки.
Таких монстров создавали
мансийские лешие-менквы из остатков рогов, глины и туш животных.
Директор леспромхоза, немолодой дядька (лицо немного
мансийское) отказался поднимать брошенные стволы. Дорогу, говорит, в этот район тайги будут ремонтировать.
Мансийский язык стал медленно, но верно забываться.
Первый сон на
мансийской земле.
Мансийский отшельник редко слышал русскую речь. Простые слова казались музыкой семиструнной арфы тор-юх.
– На
мансийском языке это называется «сумьях».
Характерной чертой хантыйских и
мансийских мифов являются отзвуки фетишистских воззрений, выражающиеся в том, что способностью превращения в животных в них наделён не сам герой, а шкура соответствующего животного, которую герой на себя надевает.