Древняя
мансийская легенда: охотник взял в жёны местную красавицу, но его сестра невзлюбила невестку, позвала её кататься с горы, поехала следом и с разгону проткнула лыжами.
Помянутые
мансийские князьки повадились незваными заявляться в гости с дружескими визитами, после которых исчезало немало добра.
Во-первых, по тропе недавно прошёл
мансийский охотник, и ребята часть пути двигались по его лыжне, пока она не ушла в сторону.
Известно, что в XI–XII веках
мансийские юрты и паули начали объединяться в княжества.
В ту ночь мы решили не ставить палаток, а заночевать в свежевыстроенной
мансийской бане.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бич-волей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рядом со столом она поставила ведро, в котором дымились ветки лиственницы –
мансийское средство от комаров.
Вот только вскоре надвинулась напасть почище
мансийских князьков-грабителей.
Если в
мансийских сказках и легендах что плохое случалось, то виноват был непременно он.
Во всяком случае, в кондинском (южно-мансийском) диалекте
мансийского языка гласный звук [ы] «встречается лишь в отдельных словах» [Баландин, Вахрушева, 1958, с. 9].
Просто при переводе
мансийские названия можно трактовать по-разному, подумаешь – велика ли разница, зато смысл сразу меняется.
Там же видно положение палатки, кедра, погибших (Д-Дятлов, С-Слободин, К-Колмогорова), границы каменных гряд и леса (три ели и кривым пунктиром – граница высокоствольного леса), положение
мансийского чума и отмечены расстояния между основными ориентирами.
У каждой
мансийской семьи, кроме постоянного пауля, зимнего дома, по тайге разбросаны шесть-семь вор-кол (лесные дома).
То тут, то там на деревьях попадались
мансийские засечки.
Снова громыхнуло зимнее небо, врос лес обратно корнями вниз, сошёл с земли снег, и пришла на
мансийскую землю весна, как пришла она и в сердце молодого охотника.
Я посмотрел на собачек – маленькие
мансийские лайки.
Она застенчиво улыбнулась
мансийскому отшельнику.
Считается, что по некоей древней
мансийской легенде, когда-то на этой горе погибли девять манси.
В одном месте им попался
мансийский лабаз – настил на высоких столбах, или «избушка на курьих ножках», как его прозвали дятловеды.
В последние годы много внимания уделяется «возрождению
мансийской культуры и развитию этнотуризма»: в восстановленных деревнях строят туристические комплексы, то и дело устраивают всевозможные выставки, фестивали и показательные выступления.
По-русски он говорил с сильным акцентом (
мансийский акцент слегка напоминает эстонский), но в первые же пять минут общения его речь обнаружила довольно обширный словарный запас.
Неудивительно, что её увлекала эта тема, о художественных достоинствах
мансийских преданий писали многие.
– Потому что он – лайка
мансийского типа. А вырастет – ещё красивей станет. Какие у него родители! Папа такой же рыженький, а мама серая.
Подземный мамонт упоминается и в
мансийских сказаниях.
Так, в хантыйском имеем: себар хул или манси хул, т. е. „себарская рыба или
мансийская рыба“ (елец).
Забавно, но до сих пор находятся авторы, которые именуют и это «восстание», и грабительские налёты
мансийских князьков на строгановские владения «национально-освободительной борьбой коренного населения против русских колонизаторов».
На чусовском
мансийском диалекте словом «утя» обозначается река, вода.
Этот человек назвался
мансийским именем, хотя внешне был мало похож на местного жителя.
В большинстве хантыйских и
мансийских мифов реализуются сюжеты, характерные для финно-угорской мифологии в целом, однако они очень красочны, густо насыщены глубоко оригинальными причудливыми фантастическими деталями.
– С
мансийского переводится буквально – «не ходи сюда»…
Говорят, что один из крупных деятелей
мансийского бизнеса застрелил свою секретаршу, которая принесла ему чай. Или она, или чай пахли не тем.
Модель – справная девица с явным
мансийским предком.
По периметру избы нары из жердей, где обычно спали под меховой одеждой или шкурами животных все члены
мансийской семьи.
По-видимому, здесь происходили процессы становления современных манси на основе слияния
мансийских (пришлых с юга и запада), местных аборигенных и хантыйских групп.
Во время обрядов поклонения духам и «медвежьих игрищ» хантыйский и
мансийский ребёнок идентифицировал себя с разными этническими сообществами, осваивал язык, этические нормы.
Дело в том, что история о смерти девяти охотников-манси – на самом деле не история, а часть
мансийской мифологии.
По традициям советского картографирования, большинство этих
мансийских вершин, каждая имевшая у манси своё название, – на советских картах обозначалось вообще просто как безымянные высоты – то есть просто число, указывающее высоту горы.
Может, всё-таки есть в тех местах, в тех глухих
мансийских горах, что-то особенное…
В лесу на деревьях встречают
мансийские зарубки и значки.
Закончилось тем, что туристы поднялись со льда наверх и двинулись по склону долины через тайгу, – катили по обнаруженной тропе, накатанной
мансийскими нартами и срезавшей изгибы реки.
Таких монстров создавали
мансийские лешие-менквы из остатков рогов, глины и туш животных.
Директор леспромхоза, немолодой дядька (лицо немного
мансийское) отказался поднимать брошенные стволы. Дорогу, говорит, в этот район тайги будут ремонтировать.
Мансийский язык стал медленно, но верно забываться.
Первый сон на
мансийской земле.
Мансийский отшельник редко слышал русскую речь. Простые слова казались музыкой семиструнной арфы тор-юх.
– На
мансийском языке это называется «сумьях».
Характерной чертой хантыйских и
мансийских мифов являются отзвуки фетишистских воззрений, выражающиеся в том, что способностью превращения в животных в них наделён не сам герой, а шкура соответствующего животного, которую герой на себя надевает.