Следы и пережитки
тотемизма встречаются также в мифологиях более развитых обществ.
В разных племенах институт брака в значительной степени зависит от системы
тотемизма, обычая, который будет подробно описан в главе, касающейся мифологии индейцев.
Оборотничество – очень древнее поверье, происходящее от времён
тотемизма, когда человек считал себя представителем животных и людских царств.
На религиозность палеолитического человека указывают и очень интересные палеолитические артефакты, связанные с зарождением
тотемизма, – например, захоронения крупных животных.
Тотемизм известен не только из времён палеолита, но и из гораздо более поздних эпох и, в принципе, неплохо изучен.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: госучастие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
А изображения животных, в том числе хищных, а не только объектов охоты ради пропитания, наталкивают на мысль о существовании
тотемизма, для которого характерно возводить свой род к тому или иному животному.
До настоящего времени следы этого
тотемизма отчётливо видны в русских сказках, где животные выступают в качестве действующих лиц, имеют черты характера.
Тайну возникновения
тотемизма он усматривал в переносе первобытным человеком своего «амбивалентного» (т. е. двойственного) отношения к отцу, обусловленного «Эдиповым комплексом», на «заместителя» отца – тотем.
Это явление в истории религий называют
тотемизмом.
Такое верование называется
тотемизм, а его принятие стало средством закладывания основ широко распространённой системы племенных нравов и обычаев, которая регулировала такие важные жизненные моменты, как брак, и многое другое.
Священных животных сохраняли живыми и поклонялись им; этот культ дал начало одомашниванию животных и пастушеской жизни, при вероятном влиянии
тотемизма.
Корни, скорее всего, в древнейшем
тотемизме.
Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы: считалось, что всё в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и прочее, находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли
тотемизм и поклонение многим богам.
Принципиально важно уточнить, что при
тотемизме ещё не было храмов или святилищ, были только их зародышевые формы в виде естественных тайников, типа хранилища чурингов; ещё не было жречества, а в роли исполнителей религиозных обрядов выступали наиболее почитаемые предводители тотемных групп.
Это в некотором смысле начало
тотемизма.
На почве
тотемизма сложилось много всяких поверий.
Тотемизм часто находил отражение в мифе.
Следы
тотемизма сохранились до настоящего времени и у исторически цивилизованных народов.
Экзогамия вообще считается одним из признаков
тотемизма, хотя, конечно же, это признак чисто социальный.
Несмотря на тяготение к монотеистической мысли, формально древнеегипетская религия представляет собой политеистическую систему верований с остаточными проявлениями
тотемизма и фетишизма.
В основе всех проведённых исследований лежит идея о том, что почитание тотемов можно классифицировать как ритуал или религиозный акт, но общую практику
тотемизма не следует считать совокупной организованной религией.
Геральдика представляет собой остаток
тотемизма племенного общества.
Как считают исследователи, в основе первоначальных представлений об оборотнях лежит
тотемизм – древнейшая форма верований в кровнородственные связи человека и определённого животного.
Пытались истолковать и объяснить
тотемизм десятки учёных, подводя под него различные теории и концепции.
Самой первой религиозной системой человечества, как известно, является
тотемизм.
Первобытный
тотемизм обрёл «второе дыхание», хотя истолковывали его уже по-новому.
Дальнейшее развитие происходило и в эпоху
тотемизма, когда племена делились по родам и имели определённого духа-предка, охраняющего род.
Именно этот анимизм есть религиозная основа
тотемизма65.
Явление
тотемизма научно описывалось начиная с шестидесятых годов девятнадцатого века.
Следы
тотемизма сохранились и в современных символах наций: у англичан – лев, у французов – петух, у итальянцев – волчица.
Перед описанием этого явления необходимо сказать несколько слов о предыстории поисков решения проблемы происхождения
тотемизма в прошлом и бесславном состоянии этого вопроса в настоящем.
Одна из важных черт
тотемизма – это его связь с ощущением коллективности.
Сторонниками возникновения первоначальной формы религиозного культа в виде
тотемизма, фетишизма и магии являлись английские религиоведы и антропологи XIX в.
Среди даяков, батаков, минангкабау сохраняются ещё примитивные религиозные верования: вера в духов, культ предков, пережиточные формы
тотемизма, шаманизм.
Данное замещение (перенос по смежности свойств тотема на жертву) устраняет своего рода парадокс, содержащийся в имеющихся описаниях
тотемизма: строжайший запрет охотиться на тотемистическое животное во всё время, кроме соответствующих тотемистических ритуалов.
Религиоведы
тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации.
Было бы неправильно считать
тотемизм какой-то особой нормой религии.
Тотемизм можно считать производной частью теротеизма.
С началом европейской экспансии многие культуры, хранившие традиции
тотемизма, были разрушены и уничтожены.
Если определять
тотемизм как древнюю веру и практику призывания мистических связей и взаимоотношений, соединяющих людей с животными и растениями, тогда само собой разумеется, что йога должна помочь развивать эти мистические взаимоотношения через тело.
Известные феномены
тотемизма – не ограничиваются рамками мифа, которые ещё нуждаются в репрезентации.
В рамках
тотемизма никто не поклонялся тотемным столбам.
Я думаю, что лучше спросить, кто не практиковал
тотемизм?
Тотемизм древних многое заимствовал из повадок хищников – волков.
Они известны далеко за пределами австралийского
тотемизма, но я вновь прошу читателя довольствоваться фрагментарными отрывками из чрезвычайно богатого материала.
Неизбежным следствием
тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевлённых предметов.
Он прошёл нарциссическую стадию, для которой характерна вера во всемогущество магии, стадию
тотемизма, поклонения природе, прежде чем в нём начали формироваться совесть, объективность, братская любовь.
Табу животных, состоящее главным образом в запрещении убивать и употреблять в пищу, составляет ядро
тотемизма.