Следы и пережитки
тотемизма встречаются также в мифологиях более развитых обществ.
В разных племенах институт брака в значительной степени зависит от системы
тотемизма, обычая, который будет подробно описан в главе, касающейся мифологии индейцев.
Оборотничество – очень древнее поверье, происходящее от времён
тотемизма, когда человек считал себя представителем животных и людских царств.
Одна из важных черт
тотемизма – это его связь с ощущением коллективности.
Было бы неправильно считать
тотемизм какой-то особой нормой религии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пристывший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые, напротив, пытались свести всё мифологические воззрения к явлениям
тотемизма и некоторым видам магии.
Проявлением
тотемизма был отчасти и так называемый нагуализм – вера чаще всего в определённого животного – двойника человека.
На религиозность палеолитического человека указывают и очень интересные палеолитические артефакты, связанные с зарождением
тотемизма, – например, захоронения крупных животных.
Тотемизм известен не только из времён палеолита, но и из гораздо более поздних эпох и, в принципе, неплохо изучен.
Следы
тотемизма прослеживаются в ушедших или сохранившихся до сих пор названиях родов в честь тотемов (слона, крокодила, змеи, черепахи, пчёлы и т. д.), в наскальной живописи (с изображением людей с головами животных), в священных ритуалах и обрядах.
Такое верование называется
тотемизм, а его принятие стало средством закладывания основ широко распространённой системы племенных нравов и обычаев, которая регулировала такие важные жизненные моменты, как брак, и многое другое.
Тайну возникновения
тотемизма он усматривал в переносе первобытным человеком своего «амбивалентного» (т. е. двойственного) отношения к отцу, обусловленного «Эдиповым комплексом», на «заместителя» отца – тотем.
Именно этот анимизм есть религиозная основа
тотемизма65.
Данное замещение (перенос по смежности свойств тотема на жертву) устраняет своего рода парадокс, содержащийся в имеющихся описаниях
тотемизма: строжайший запрет охотиться на тотемистическое животное во всё время, кроме соответствующих тотемистических ритуалов.
Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы: считалось, что всё в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и прочее, находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли
тотемизм и поклонение многим богам.
Принципиально важно уточнить, что при
тотемизме ещё не было храмов или святилищ, были только их зародышевые формы в виде естественных тайников, типа хранилища чурингов; ещё не было жречества, а в роли исполнителей религиозных обрядов выступали наиболее почитаемые предводители тотемных групп.
Это в некотором смысле начало
тотемизма.
На почве
тотемизма сложилось много всяких поверий.
Священных животных сохраняли живыми и поклонялись им; этот культ дал начало одомашниванию животных и пастушеской жизни, при вероятном влиянии
тотемизма.
Такой тип взаимоотношений распространён среди примитивных обществ, к которым можно отнести как те, которые объединяются по мистическим признакам
тотемизма, так и те, что являются результатом расширения семьи, матриархальной или патриархальной.
Следы
тотемизма сохранились до настоящего времени и у исторически цивилизованных народов.
Учёные предполагают, что факт деторождения сам по себе закреплял за женщинами психологическое и моральное преимущество, вызывал их сакрализацию в атмосфере первобытного
тотемизма.
Откуда этот сквозной, всеобщий характер
тотемизма как ранней антропологической константы?
И нет большого смысла спорить о том, следует ли называть
тотемизм религией.
С началом европейской экспансии многие культуры, хранившие традиции
тотемизма, были разрушены и уничтожены.
В основе всех проведённых исследований лежит идея о том, что почитание тотемов можно классифицировать как ритуал или религиозный акт, но общую практику
тотемизма не следует считать совокупной организованной религией.
Пытались истолковать и объяснить
тотемизм десятки учёных, подводя под него различные теории и концепции.
Перед описанием этого явления необходимо сказать несколько слов о предыстории поисков решения проблемы происхождения
тотемизма в прошлом и бесславном состоянии этого вопроса в настоящем.
Религиоведы
тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации.
И здесь элементы
тотемизма тесно переплетаются с другими пережитками первобытности – анимализмом, анимизмом.
Сторонниками возникновения первоначальной формы религиозного культа в виде
тотемизма, фетишизма и магии являлись английские религиоведы и антропологи XIX в.
Среди даяков, батаков, минангкабау сохраняются ещё примитивные религиозные верования: вера в духов, культ предков, пережиточные формы
тотемизма, шаманизм.
А между тем, нечто подобное и стало совсем невозмутимо наихудшим воплощением старого культа
тотемизма под видом победы будто бы наиболее и впрямь передового духом атеизма буквально над всеми теми истинно будто бы ныне прежними религиозными предрассудками.
В рамках
тотемизма никто не поклонялся тотемным столбам.
Я думаю, что лучше спросить, кто не практиковал
тотемизм?
Произошло это во время размышлений о сущности
тотемизма.
F.Klix (1980) указывает, что наиболее примечательными особенностями архаического мышления являются
тотемизм, магия, культ и мифы, вера в демонов и потусторонние силы.
Они известны далеко за пределами австралийского
тотемизма, но я вновь прошу читателя довольствоваться фрагментарными отрывками из чрезвычайно богатого материала.
Неизбежным следствием
тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевлённых предметов.
Исследования
тотемизма ограничиваются заявлением: вот то, что в настоящее время психоаналитическое изучение может дать для объяснения проблемы тотема.
Исследования же
тотемизма ограничиваются, по сути, указанием, что в настоящее время психоанализ мало что может предложить для разъяснения поклонения тотему.
Как бы там ни было, соединение
тотемизма с эксогамией существует и оказывается очень прочным.
Табу животных, состоящее главным образом в запрещении убивать и употреблять в пищу, составляет ядро
тотемизма.
Тотемизм представляет собой как религиозную, так и социальную систему.
Социальная сторона
тотемизма выражается прежде всего в строго соблюдаемых запрещениях и в многочисленных ограничениях.
В возникших теперь более крупных сообществах раскаявшиеся братья как бы в память об отце добровольно установили два запрета
тотемизма: неприкасаемость заместителя отца – тотема – и экзогамию, то есть отказ от некогда принадлежащих отцу женщин.
Подспудное наше стремление к
тотемизму можно отнести к тяге к восточным гороскопам, попыткой ассоциировать себя с животным года либо месяца, накладывать на себя определённые характеры и стереотипы поведения.