По своему социальному статусу
тарханы приравнивались к детям боярским, притом что редко кто из них мог похвастаться знатностью и древностью рода.
Лишь небольшая часть
тарханов получила действительные офицерские чины и добилась потомственного дворянства.
– О, хозяин! – промолвил
тархан. – Мне угодно купить у тебя этого мальчика.
– У некоторых
тарханов рабы носят шёлковые одежды и каждый день едят мясо.
– Даю тебе пятнадцать полумесяцев, – сказал
тархан.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: архантроп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, слившись с чуждыми цивилизациями, потомки завоевателя отдалились друг от друга, а степная знать – монгольские нойоны и тюркские
тарханы – постепенно рассеялись среди культурного общества оседлых землевладельцев, торговцев, а также их философских и религиозных наставников.
– Возможно, – сухо выговорил
тархан, – но другой поэт говорил: «Кто хочет гостя обмануть – подлее, чем гиена».
Название полуострова обычно переводят как «
Тархан кут» – место, освобождённое от налогов.
А покуда за их дерзость, за смерть людей
тархана хазарского и наших погибших ответите вы.
– Скажем, бек послал нас, дабы им спокойнее было, да и искать дом
тархана вчетвером проще.
Хорошо ещё, что нам не надо говорить брату загубленного
тархана о его смерти, а то, кто знает, как он отнёсся бы к этому.
Точно так же не платили податей и так называемые
тарханы, то есть люди, уволенные владельцами от всех повинностей и служб.
Только по мере нарастания феодальных смут их роль и значение трансформировались, а сами владельцы уделов и
тарханы вместе со своими личными войсками стали обособляться от общеимперских.
– Нет, такого не слыхать, великий
тархан, – проговорил он.
– Ну, положим, все живы останутся, но чем же мы здесь заниматься-то станем? – спросил
тархан.
Использовало на военной и сторожевой службе как местных русских дворян, так и служилых татар, мещеряков и башкирских
тарханов.
Люди
тархана могли проникнуть туда без всяких препятствий.
Из темноты верхом на белом коне явился
тархан.
Она, как волшебный ключ, отомкнула зачерствевшую душу
тархана и будто арканом притянула к нему чужую дикую женщину из леса.
Но именно они, эти воины, эти славяне сумели сдержать натиск его непобедимых
тарханов и сейчас, запершись в своей нехитрой крепости, были недоступны.
После этих слов внучка
тархана двинула свою пегую кобылу к реке, чтобы переправившись через неё, оказаться на пути этих ханских воинов.
Тархан двинул гаура вперёд. Животное трубно фыркнуло.
Теперь
тархан мог свободно разговаривать с молодой женщиной во время трапезы.
– Случилось что? – проговорил
тархан.
Ради чего шли они по повелению
тархана на войну?
На разгулявшееся пламя
тархан смотрел со страхом.
– Разве мы не по милости войны оказались здесь? – насмешливо возразил
тархан.
Так они поговорили, обменялись мнениями и слово в конце взял
тархан.
Из среды беков (нойонов) и
тарханов выходили основные командные кадры войска – темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
– Сбор за лагерем через саг. Слышали, что сказал новый
тархан?
Они промчались к центру стойбища и скрылись в кибитке
тархана.
Когда на следующий день чины бросились за ним в погоню,
тархан уже скакал им навстречу, только много севернее.
– Она верно говорит, – поддержал
тархан женщину.
Были и другие личные войска монгольских аристократов – т. н. «войска таммачи», принадлежавшие на правах удела членам «золотого рода» и их свойственникам (гургенам, племянникам и даже жёнам), а также принадлежавшие нойонам, которые имели статус
тарханов.
Это были не те сельские мужики, с которыми хан столкнулся накануне и которых его бравые
тарханы в считанные мгновения обратили в бегство.
Зашумели плети
тарханов – из ворот крепости, понукаемые на бойню, тысячами выползали и строились ремесленники, горожане, чернь.
Но там, на том берегу, погибали их семьи, и обречённые на смерть степные удальцы шли через брод в одну безнадёжную атаку за другой, и падали в быстротекущие воды чужой славянской реки, которая сама добивала их и сама хоронила в своих глубинах, так что их товарищи уже не могли организовать им погребение по своему обычаю, даже знатнейших из знатных – приближённых к трону кагана
тарханов и родовых вождей этельберов.
Ясно, что они не просто так ищут кочевье
тархана – у них какое-то поручение.
Но
тархана нет в кочевье и их надо отвести к нему.
Признавалось необходимым установить, чтобы при каждом хоруле (монастыре) было не более 25 гелюнгов (попов), 25 гецулей (дьяконов) и 50 манджиков (учеников веры); постановить правилом, чтобы сверхштатное духовенство несло повинности наравне со всеми прочими; чтобы обычай из трёх сыновей посвящать одного в духовное звание был уничтожен, тем более что он препятствовал размножению народа, так как все духовные обязаны были оставаться холостыми; постановить, чтобы лама не смел посвящать в духовное звание никого без согласия пристава; воспретить владельцам отдавать своих подвластных в шабинеры и совершенно уничтожить звание
тарханов.
Главной обязанностью
тарханов была военная служба, за несение которой они освобождались от ясака и оброка.
Такие привилегированные люди назывались
тарханами.
Тархан страдает от стыда и горя, поскольку потерпел позорное поражение и потерял большую часть своих воинов.
Сын
тархана успел заметить, как нагая женщина шмыгнула сквозь листву, потянул товарища к городьбе.
Помощник
тархана забрал четверых всадников и поехал в соседние села.
– Горе наше. Не уезжает вторую неделю: жрёт, пьёт, разглядывает жён
тархана, дани требует.
Быстрые мышиные глаза
тархана перебежали на татарина в парчовом халате.
Тут уже рассмеялись
тархан и его помощник.
Парень всё искал жирного
тархана, но судьба судила иначе.